Темперамент и его место в структуре индивидуальностиСтраница 4
Можно утверждать, что интровертная точка зрения всегда стремится поставить эго и субъективный психологический процесс над объектом, субъекту придается большая ценность, нежели объекту. Экстравертная точка зрения, напротив, ставит субъект в подчинение объекту.
Предложенное Юнгом разделение людей на экстравертов и интровертов не потеряло своего значения до настоящего времени, хотя в смысл этих понятий вкладывается теперь несколько иное содержание.
Юнг видел различие между экстраверсией и интроверсией в том, что экстраверты устремлены во внешний мир, а интроверты ориентированы на себя. В современном представлении различие между ними заключается в ориентации на разные объекты: экстраверты направлены на людей, а интроверты – на вещи, на неодушевленные предметы.
Продолжал исследование экстраверсии Г.Ю. Айзенк. Экстраверсию и нейротизм он считал базовыми параметрами личности. Эти два измерения личности ортогональны, они статистически не зависят друг от друга. Соответственно, людей он делил на четыре группы, каждая из которых представляет собой комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне этих параметров.
По Айзенку, типичный экстраверт общителен, имеет много друзей, жаждет чего- то возбуждающего, импульсивно действует под влиянием момента. В этом параметре есть два аспекта- общительность и импульсивность. Противоположный полюс дает и противоположные характеристики. Интроверт склонен к интроспекции, замкнут, рефлексивен, не доверяет импульсивным решениям.[26, с. 263-364]
Айзенк считал, что индивидуальные вариации по параметру экстраверсии отражают нейрофизиологические различия. Он связывал экстраверсию с уровнями корковой активации, как это показано электроэнцефалографическими исследованиями. Айзенк использует термин «активация» для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего предела (например, сон) до верхнего (паника). Он полагал, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следовательно, очень чувствительны к поступающей стимуляции- по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. Экстраверты же недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей стимуляции. Соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить. Вследствие того, что интроверты в принципе легче активируются под воздействием различных событий, чем экстраверты. В результате интроверты более сдержаны, более зажаты и заторможены.
Индивидуальные различия по параметру экстраверсии зависят, по Айзенку, как от генетических, так и от средовых факторов.
Согласно теории Энергетической Регуляции Э. Гэйла, проявление одного из полюсов шкалы экстраверсии - интроверсии зависит от специфики четырех автономных подсистем- системы «входа» (приема), хранения и проявления энергии, а также системы контроля или мониторинга, осуществляющей регуляцию и интеграцию остальных трех. Экстраверт обладает развитой системой приема, а интроверт вовлечен в менее интенсивное взаимодействие и обладает системой приема с более жестким «фильтром». Слишком большой приток энергии и информации извне раздражает интроверта, поэтому он значительное внимание уделяет источникам симуляции. Хотя моторная экспрессия экстраверта обильна, она имеет значительную энергетическую стоимость, поэтому его регулятивная система скорее нацелена на контроль за расходование энергии, в то время как у интроверта регуляция связана с контролем «входа».
Дж. Грей, обработав данные Г. Айзенка выделил два фактора: тревожность и импульсивность. Последние регулируются различными физиологическими механизмами. Уровень тревожности связан с активностью лимбических отделом мозга, с уровнем активации, который рассматривался Айзенком как основная природная детерминанта экстраверсии- интроверсии. Грей полагал, что низкий уровень активации характерный для экстравертов, по Айзенку, является причиной того, что им требуется более сильные раздражители. Для этой же цели интроверты нуждаются в более слабых раздражителях, и оптимальный уровень активации как источник положительно эмоционального тока зависит у них от другого диапазона стимулов. Порог включения тормозных подкорковых систем в результате возбуждения, возникающего в ретикулярной активирующей системе, у интровертов более низкий, чем у экстравертов.[8, с. 90-91]
Айзенк предполагает, что индивидуальные различия по стабильности - нейротизму отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы. В особенности он связывает этот аспект с лимбической системой, которая оказывает влияние на мотивацию и эмоциональное поведение. Люди с высоким уровнем нейротизма обычно реагируют на болезненные непривычные, вызывающие беспокойство и иные стимулы быстрее, чем более стабильные личности. У таких лиц обнаруживаются также более длительные реакции, продолжающиеся даже после исчезновения стимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности. Согласно Айзенку, люди с высоким уровнем нейротизма должны быть эмоционально лабильны, и часто жаловаться на тревогу и беспокойство. Здесь также предполагается, что наследственные биологические различия в функционирование нервной системы являются основой индивидуальных различий по этой психологической характеристике. В этом случае идея состоит в том, что индивиды с высоким уровнем нейротизма быстрее реагируют на стресс и медленнее возвращаются к прежнему состоянию после исчезновения опасности по сравнению с более стабильными индивидами (имеющими низкий уровень нейротизма).
Средства коммуникации. Речь
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные ...
Особенности развития мышления детей в онтогенезе
Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. Как указывает известный детский психолог А.А. Люблинская [10], первым средством решения задач для маленького ребенка является его практическое действие. Так, примерно на четвертом-пятом месяце жизни появляются движения рук, направленные к предмету (ощупывание предмета). В 5– ...
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме волевой готовности
детей 6 – 7 лет к обучению в школе. Особенности развития
личности старших дошкольников
Врачи, физиологи, психологи сравнительно хорошо изучили особенности развития ребенка до школы и имеют достаточно полное представление о том, какой он, будущий первоклассник, каким проходит или должен был бы прийти в школу, чтобы не сникнуть под бременем школьных нагрузок, нормально расти и развиваться.
Важно знать, чем отличаются разны ...