Темперамент и его место в структуре индивидуальностиСтраница 5
Среди существующих теорий темперамента одной из самых разнообразных и используемых является теория структуры темперамента В.М. Русалова. В этой теории темперамент рассматривается как результат системного обобщения инвариантных биологических компонентов, которые вовлечены в функциональные системы поведения. Благодаря системному обобщению, первоначально генетически заданная система индивидуально- биологических свойств человека, включаясь в самые различные виды деятельности, постепенно трансформируется и образует независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально- устойчивую систему инвариантных свойств, но уже не биологических, а психобиологических, или формальных свойств индивидуального поведения
Таким образом, темперамент, по Русалову,- это психобиологическая категория, охватывающая все богатство содержательных характеристик поведения человека.
Темперамент В.М. Русалов рассматривает как систему формальных поведенческих измерений, отражающих наиболее фундаментальные особенности различных блоков функциональной системы в понимании П.К. Анохина.
Согласно этой концепции, поведение человека как соотношение организма со средой состоит из континуума поведенческих актов. Каждый такой акт организуется и реализуется как иерархия четырех блоков: афферентного синтеза, программирования (принятия решения), исполнения и обратной связи принимая, что формальные свойства индивидуального поведения образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических свойств, вовлеченных в функциональные системы поведения человека, то, исходя из внутренней четырехстадийной структуры функциональной системы, Русалов допускал существование и четырех фундаментальных параметров формальной организации поведения человека.
Первый характеризует в наиболее обобщенной форме широту – узость афферентного синтеза, или, иначе говоря, степень напряженности взаимодействия организма со средой. Второй отражает степень легкости переключения с одних программ поведения на другие. Третий показывает степень быстроты исполнения той или иной программы поведения четвертый параметр отражает порог чувственности к возможному несовпадению результата действия с планируемым результатам.
Таким образом, предположенная теория опирается не на традиционные представления о работе мозга и нервной системы, а на достижения функционально- системного подхода в нейро- и психофизиологии. Согласно этому подходу, описанному ранее, в структуре темперамента В.М. Русалов выделял четыре фундаментальных измерения: 1) эргичность, 2) пластичность,3) скорость (темп) и 4) эмоциональную чувствительность.
Еще одной особенностью рассматриваемой модели темпераметра является то, что она построена на учете того факта, что поведение человека характеризуется двумя принципиально разными аспектами проявления.
В психологии уже давно установлено, что в поведении человека, т.е. в процессе его взаимодействия с окружающим миром можно выделить два типа: 1) взаимодействие с предметным миром и 2) взаимодействие с социальным миром. Первый тип называется субъект – объектным взаимодействием, или предметной деятельностью, второй – субъект – субъектным взаимодействием, или общением. Ко второму типу взаимодействия может быть отнесено и отношение к себе, общение с самим собой. Общение можно трактовать как предметную деятельность особого рода, деятельность общения. Однако при этом следует помнить: смысл и содержание предметной деятельности как таковой и коммуникативной деятельности общения совершенно различны, что позволяет выделить два различных аспекта темперамента – предметно - деятельностного и коммуникативного (или социального).
Исходя из этого, Русалов выделяет два аспекта эргичности: предметно – деятельный и коммуникативный, два аспекта пластичности, два аспекта эмоциональной чувствительности: к вещам (предметам) и к людям. [33, с. 3-6]
Таким образом, свойства темперамента обусловлены особенностями биологического и физиологического строения организма, в том числе свойствами нервной системы, и обнаруживают связь со многими компонентами индивидуальности. При существовании множества подходов к изучению темперамента большинство исследователей считают, что темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме волевой готовности
детей 6 – 7 лет к обучению в школе. Особенности развития
личности старших дошкольников
Врачи, физиологи, психологи сравнительно хорошо изучили особенности развития ребенка до школы и имеют достаточно полное представление о том, какой он, будущий первоклассник, каким проходит или должен был бы прийти в школу, чтобы не сникнуть под бременем школьных нагрузок, нормально расти и развиваться.
Важно знать, чем отличаются разны ...
Настроение
Настроение. В психологической литературе имеются противоречивые взгляды на природу настроения. Одни авторы (Рубинштейн, Якобсон) считают настроение самостоятельным психическим состоянием, другие рассматривают настроение, как совокупность нескольких психических состояний, придающих эмоциональную окраску сознанию (Платонов). Большинство а ...
Основные сведения
Родился 14 сентября 1849 года в Рязани в семье священника. В 1864 году, окончив духовное училище, поступил в Рязанскую духовную семинарию. Годы учебы Павлова совпали с бурным развитием естествознания в России. Огромное впечатление на него произвела случайно попавшая в руки книга И. М. Сеченова - «Рефлексы головного мозга». Увлекшись ею, ...