Описание и анализ исследования динамических характеристик личности в зависимости от силы нервной системы
По всем характеристикам в каждой из вышеописанных групп были найдены средние значения. Эти средние значения отражены на диаграмме (диаграмма 5, см. Приложение).
Из данных видно, что
- группы различаются по силе возбудительного процесса, причем наибольшее значение отмечено в группе индивидов с сильной нервной системой, а наименьшее – в группе с нервной системой средней силы;
- по силе тормозного процесса группы и сильной и слабой нервной системой получили равные значения, меньшее – в группе с нервной системой средней силы;
- показатель экстраверсии не выявил различий между группами;
- больший нейротизм выявлен в группе с нервной системой средней силы, меньший – с сильной нервной системой;
- показатель ориентации на процесс и ориентации на результат в группах со среднесильной и слабой нервной системой одинаковы;
- наибольшая потребность в одобрении присуща группе со слабой нервной системой;
- в группах со среднесильной и слабой нервной системой по показателям эргичности, пластичности, темпа имеют равные значения;
- показатели социальной пластичности и социального темпа не выявили различий;
- в группе с нервной системой средней силы отмечены более высокие, по сравнению с другими группами, показатели по эмоциональной чувствительности;
- по параметру общей эмоциональности большее значение в группе с нервной системой средней силы, меньшее – с сильной нервной системой;
- по параметру общей активности большее значение получено в группе с сильной нервной системой, в двух других группах результаты равные.
Таким образом, сила нервной системы обнаруживает связь со многими характеристиками темперамента и некоторыми особенностями мотивационной сферы. Полученные результаты дают основание полагать, что для индивидов с различной выраженностью силы нервной системы обладают следующими свойствами:
а) индивиды с сильной нервной системой: низкая реактивность, низкая чувствительность по-видимому обусловливают эмоциональную устойчивость, низкую эмоциональность, высокую активность, ориентацию больше на результат, чем на процесс;
б) индивиды со слабой нервной системой: повышенная реактивность, эмоциональность и чувствительность обусловливают высокую потребность в одобрении со стороны окружающих;
в) индивиды с нервной системой средней силы по-видимому более чувствительны и реактивны, чем индивиды с сильной нервной системой, поэтому они эмоционально неустойчивее, очень эмоциональны.
Методические рекомендации по улучшению волевой готовности детей 6-7 лет к
школе
От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешная адаптация вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, психологическое самочувствие.
К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы. ...
Понятие о готовности детей к школе. Виды готовности к школе
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.
От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебн ...
Человек как субъект труда. Основные условия и этапы становления
Понятие субъекта труда является фундаментальной категорией психологии. Она отражает способность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно, т.е. на основе психического отражения предметного мира и в интересах познания и преобразования окружающей действительности.
Субъектом труда может быть не только конкретный человек, но ...