Первое занятие посвящено теме "Творчество".Страница 1
В начале каждого занятия рассматриваем с учащимися репродукции картин разных художников. Рассматриваем и сравниваем деревенские пейзажи Клода Моне и "Хижины" Ван Гога, пейзажи А.И. Куинджи, А.И. Левитана, Мориса де Вламинка, В.Э. Борисова-Мусатова. Рассматриваем и сравниваем женские портреты "Портрет молодой женщины" Пабло Пикассо, "Девушка с веером" Огюста Ренуара, "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме" И.П. Аргунова; натюрморты И.Т. Хруцкого и Анри Матисса. Обращаем внимание прежде всего не на различия в стилях этих произведений, не на то, что они принадлежали к разным эпохам, говорили о том, как по-разному эти художники видят и изображают мир вокруг себя, людей.
Дети отмечают, что одни картины похожи на фотографии, другие – "как картинка из сна" и говорили с детьми о том, что в каждом из этих произведений проявляется творческая индивидуальность автора, его отношение к миру, к людям, его мироощущение. Индивидуальность, особенности личности проявляются и в творчестве писателей и поэтов. Для примера зачитываем стихотворение "Осень" А.С. Пушкина и стихотворение "Золотая осень" Б.Л. Пастернака.
Порой, когда смотришь на какую-нибудь картину или читаешь рассказ или стихотворение, чувствуешь, что это произведение тебе близко, созвучно твоему внутреннему мироощущению. Когда мы встречаем что-то, что нам близко, мы воспринимаем это не рассудочно, а всей душой, эмоционально переживая эту встречу.
Тогда мы можем сказать себе, что нас вдохновило то или иное произведение, картина. Но есть и то, что нам не близко, что не трогает, не вдохновляет. Так и общаемся мы с миром живописи, литературой, выбирая для себя похожее, близкое, свое и отставляя в сторону то, что не приняла душа. И этот выбор у каждого из нас будет индивидуален и будет зависеть от того, на мироощущение какого творца похоже собственное мироощущение. Творения художников несут отпечаток их личностного склада, характера. И каждый из вас уже выбрал себе картины, которые вам близки, про которые вы можете сказать: "Я вижу мир точно так же, я его так же ощущаю".
И мы чувствуем, как иногда поднимается настроение, когда мы сталкиваемся с чем-то близким, своим по духу. Это вдохновение, этот эмоциональный подъем благотворно влияет на нас и даже на наше тело. Мы можем не только искать созвучное, но можем создавать что-то свое, проявив себя в творчестве, выразив свое видение, чувствование мира. Это можно сделать не только в написании сочинения, но в простой фразе в записной книжке, в оформлении собственной комнаты или в разговоре с человеком, в чтении литературы. Ко всему, с чем мы соприкасаемся, мы можем относиться творчески, то есть выражая себя в этом отношении по-своему, в соответствии со своим душевным складом, опытом, знаниями.
В конце занятия обсуждаем с участниками группы, произведения каких художников и писателей им близки. Высказывается пожелание участникам, искать вокруг себя – в повседневности, в литературе, в живописи – то, что близко и созвучно, постараться создать что-нибудь свое: рисунок, рассказ, эссе, зарисовку.
Следующие несколько занятий были посвящены знакомству с типами характеров. Количество и содержание этих занятий может меняться в зависимости от участников группы. В данной группе были рассмотрены следующие типы характеров: гипертимный, циклоидный, аутистический, сензитивный, авторитарный, демонстративный, неустойчивый, психастенический. Эти занятия проходили по следующему плану: сначала ведущий группы рассказывает о сущности характера, потом участники и ведущий обсуждают сильные стороны конкретного типа характера, трудные ситуации – "места наименьшего сопротивления", разбирали примеры литературных героев. При описании характере использовалась методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера, описания А.Е. Личко, К. Леонгарда, М.Е. Бурно.
Адаптационная теория эмоций Плутчика
Плутчик определял эмоцию как соматическую реакцию, которая сопряжена с конкретным адаптивным биологическим процессом, который общий для всех живых организмов. Он разделял эмоции на первичные и вторичные. Под вторичными эмоциями он подразумевал различные комбинации первичных эмоций. К тому же, первичные эмоции, ограничены во времени и об ...
Методы психологии
Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает, с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают ученые, а с другой — достаточно объективными, точными и надежными методами, позволяющими проверять эти идеи. Роль метода как способа познания и исследования явлений природы и социальной жизни, заключается в том, ...
Эмоциональная стабильность. Различные стороны вашей
личности (по К. Леонгарду)
Данный тест позволяет определить выраженность темперамента, характера и стиля мышления. Черты, присущие каждой личности, согласно теории К. Леонгарда, могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты — стержень, ядро личности. Они могут быть ярко выражены (акцентированы), и тогда их называют акцентуациями характера, а с ...