RSS Feed

Первое занятие посвящено теме "Творчество".
Страница 5

8. Психастенический характер

"Основные черты моего характера – крайняя нерешительность, боязливость, постоянная склонность к сомнениям. Самое тяжелое для меня принять решение. Решившись на что-нибудь, начав уже действовать, я постоянно сомневаюсь: так ли поступаю, то ли я делаю, что хочу; и эти вечные сомнения делают эту работу медленной и мучительной. Люблю, когда меня утешают, не умею обходиться без дружеской поддержки. Боюсь за свое здоровье, беспокоюсь о судьбе своих близких. Постоянные тревоги, опасения, беспокойство – таково содержание моей жизни. Долго не могу решиться, но если на что-нибудь решился, то не успокоюсь сам и не дам покоя окружающим, пока намеченное мной не будет сделано. Я – педант, формалист. Всякое отступление от раз и навсегда заведенного порядка тревожит и сердит меня. Очень стесняюсь и теряюсь, когда на меня обращают внимание. Из-за своей стеснительности я часто боюсь сделать то, что хотел бы. Если, например, мне сделали что-то хорошее, я не решаюсь поблагодарить; если мне делают неподходящее предложение, я не решаюсь отклонить его. Не люблю заниматься физическим трудом, считаю, что неловок, неуклюж. Не приспособлен к борьбе за существование. Склонен к самоанализу, самокопанию. Люблю рассуждать и обсуждать "общие проблемы", которые не имеют ко мне прямого отношения."

К трудным ситуациям относятся ситуации, требующие принятия решения, оперативных действий, выбора, повышенной нагрузки и ответственности, возлагаемые близкими на человека.

К сильным сторонам характера относятся способность к анализу, заботливость и способность брать на себя ответственность за здоровье и благополучие других; чувство эмоциональной привязанности к близким людям, ответственность за порученное дело, способность проверять и перепроверять все до мелочей.

В качестве иллюстрации можно привести описание характера Гамлета, сделанного М.Е. Бурно.

В результате этих занятий дети знакомятся с разными типами характеров, составляют описание своего характера.

Вот пример такого описания:

"Я не уверен в себе. Постоянно испытываю чувство неполноценности, когда сравниваю себя с другими. Я не могу постоять за себя, стесняюсь, когда на меня обращают внимание. Я очень чувствителен, я близко принимаю к сердцу все, что происходит со мной, считаю, что все должны обращаться друг с другом без грубости. Я часто сомневаюсь, поговорив с другом долго переживаю, так ли я себя вел, не могу первым подойти начать разговор. Меня можно назвать робким и застенчивым. Я обидчив, у меня есть очень спокойный друг – он не бросает меня, старается меня успокоить, я ценю его поддержку и очень дорожу этой дружбой. Я доверчив. У меня есть собака, я отношусь к ней как к другу, я ей нужен, я забочусь о ней. Я не могу понять тех, кто мучает и убивает животных. Одно время я даже хотел написать в ГРИНПИС и стать участником этой организации. Я люблю классическую музыку, мне очень нравятся песни Б. Окуджавы, одно время пытался писать фантастические рассказы, но то, что получалось, мне не очень нравилось."

В индивидуальных беседах, с помощью психодиагностических методик (патохарактерологический опросник А.Е. Личко, Н.Я. Иванова, методика словесного характерологического портрета Э.Г. Эйдемиллера) познаем, обсуждаем особенности характера, делая акцент на нахождение и использование сильных сторон характера, их проявления в деятельности, подчеркивая, что без "слабости" не было бы "силы".

Следующий этап занятий – это знакомство с методиками творческого самовыражения. На этих занятиях учащиеся знакомятся с разными способами творческого эмоционального самовыражения, создают рисунки, эссе; наблюдают, как в их собственном творчестве отражаются особенности их характера.

Следующее занятие построено по методике М.Е. Бурно "Краткосрочная терапия творческим рисунком". В начале занятия рассматриваем с детьми репродукции разных картин, которые принадлежат к разным стилям: синтонно-реалистического (Ренуар, Левитан, Куинджи); аутистическому (Пикассо, Ван Гог, Матисс, Рерих); реалистически-авторитарному стилю (Суриков, Репин); тревожно-сомневающемуся реалистическому стилю (Писсаро, Моне); демонстративному (Брюллов).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Проблема методологии возрастной психологии. Методологические основы изучения психологии человека
Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал. Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность ...

Контрольный эксперимент
После проведения коррекционных мероприятий в коррекционной и контрольной группе был проведен контрольный эксперимент – повторное тестирование с помощью шкалы Гамильтона для оценки депрессии с целью выявления уровня выраженности депрессивного состояния. Повторные измерения проводились независимо от измерений констатирующего эксперимента ...

Установка в мышлении
Для начала определим для себя, что мы называем мышлением. Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. ...