RSS Feed

Признаки одаренности
Страница 1

Одаренность имеет свои врожденные, генетические предпосылки, которые выступают не сразу, не полностью. Они обнаруживаются в ходе возрастного созревания, в социальной среде, под влиянием обучения и воспитания (в самом широком значении этих слов).

Признаки одаренности - это особенности ребенка, которые выделяют его, в чем-то поднимают над общим уровнем. Это прежде всего повышенная расположенность к усвоению, творческие проявления, необычные достижения в каких-нибудь видах деятельности. Имеется в виду, что в основе таких проявлений - более благоприятные внутренние предпосылки развития, особые возможности умственного роста.

Оценить признаки детской одаренности и их значение для дальнейшего - непростая задача, уже хотя бы потому, что очень трудно отличить в проявлениях ребенка присущие ему индивидуальные черты от возрастных, лишь на время возникающих черт, поскольку те и другие тесно переплетаются и даже во многом могут совпадать. При этом в детстве именно возрастные свойства играют главенствующую роль в умственном развитии.

Дело в том, что уже сами возрастные особенности, будучи связанными с созреванием, обусловливают умственный рост. Так, всем нормальным детям свойственна умственная активность, попытки самостоятельности, тяга к умственному напряжению. В этом органически нуждается их развивающийся мозг. И эти же особенности, более ярко выраженные, отличают детей, которые превосходят ровесников в умственном отношении. У них усиленная познавательная активность, повышенная потребность в умственной нагрузке, в умственных напряжениях. Эти их черты прежде всего и обусловливают их необычный умственный подъем.

Известно также явление возрастной чувствительности (сензитивности)[12]. Эта особая отзывчивость на окружающее, характеризующая периоды детства, проявляется в разных направлениях: в избирательности внимания (что по преимуществу заинтересовывает ребенка), в своеобразии воображения и чувств (на что он острее реагирует, что сильнее переживает). Изменения возрастной чувствительности приводят к тому, что наступают периоды, когда ребенок становится особенно восприимчивым к некоторым воздействиям, делается более чутким к отдельным сторонам действительности. Тем самым на какое-то время возникают более благоприятные условия для становления и усиления определенных умственных качеств. В эти так называемые сензитивные периоды развития ребенок оказывается расположенным к умственному росту в тех или иных направлениях. Годы возрастного созревания - это определенная последовательность сензитивных периодов, открывающая большие, а то и чрезвычайные возможности развития. При этом сроки наступления таких периодов, степень их выраженности и длительность действия обусловлены и генотипически. У некоторых детей эти внутренние условия умственного роста выступают особенно заметно.

Таким образом, возрастные особенности непосредственно влияют на уровень и своеобразие умственных возможностей ребенка. Иначе говоря, они выступают как возрастные факторы одаренности.

Эти возрастные факторы - разные на разных этапах детства. Известно, что у маленьких детей во многом другая душевная организация, чем у детей постарше. С годами происходит не только поступательное умственное развитие, но и ограничение, вытеснение более ранних свойств, становление новых. Так, ослабляется образная впечатлительность, усиливается роль словесной, понятийной регуляции, более контролируемым становится фантазирование. Тем самым в годы детства возрастные черты являются одновременно и свойствами развивающегося ума.

Признаки одаренности у ребенка сводятся, однако, к проявлениям возрастных факторов развития. Разумеется, существуют и собственно индивидуальные предпосылки становления интеллекта, менее зависящие от возрастных изменений. Б.М. Теплов считал, что свойства типов нервной системы входят в состав природных задатков развития психических свойств. Например, от этих врожденных особенностей зависят та или иная впечатлительность ребенка, скорость и интенсивность психических процессов, его нервная выносливость, динамические характеристики его умственной работы и др. Конечно, свойства типов нервной системы с возрастом по-своему тоже изменяются, но не в таком темпе и не в такой степени, как, например, те же особенности возрастной чувствительности. С индивидуальными предпосылками развития во многом связано сохранение черт умственного облика растущего с человека на разных возрастных этапах.

Едва ли не основная трудность диагностирования признаков одаренности в годы детства, как уже упоминалось, состоит в том, что и собственно индивидуальное и возрастное проявляются совместно, и симптомы их могут быть одинаковыми. Даже такая значимая особенность ребенка, как необычно высокая умственная активность и нужда в умственной нагрузке, особая готовность к напряжению, может, как выражать свойства его типа нервной системы, так и указывать на начавшийся период ускоренного созревания, когда потребность испытывать напряжение ума возрастает. От того, каковы по своей природе эти динамические характеристики, благоприятные для роста способностей, зависит их дальнейшая роль. Они либо сохранятся у растущего человека как его отличительная индивидуальная особенность, либо окажутся чем-то временным, преходящим.

Страницы: 1 2


Ухаживание, дружба и любовь
Юношеская сексуальность и ее конкретные проявления тесно связаны с коммуникативными чертами личности и специфическими нормами социальной среды, субкультуры. Как субъективные ожидания, так и регулирующие взаимоотношения юношей и девушек нормативные предписания неоднозначны и противоречивы. Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, ...

Изучение особенностей речевой сферы детей экспериментальной группы
Логопедическое обследование речи детей экспериментальной группы позволило выделить 2 подгруппы детей: дети с общим недоразвитием речи III уровня развития (ОНР – III ур.) и дети с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН). Таблица 3 Дети с ОНР III ур. – 50% Дети с ФФН – 50% Для детей с ФФН данной подгруппы характерно неправильное ...

Факторы организационного поведения
На поведение человека в организации оказывают большое влияние цели, которые он преследует, условия в которых разворачиваются его действия, его реальные возможности, ценностные ориентации, настроение и ряд других факторов. Однако при всем разнообразии влияющих на поведение человека факторов, можно выделить некоторые общие детерминанты. ...