Признаки
одаренностиСтраница 2
Что же касается свойств сензитивных периодов, то они, хотя и могут частично закрепляться в ходе развития, представляют собой в основном лишь временные состояния.
Итак, существенно, что в проявлениях у ребенка особо благоприятных предпосылок умственного развития, несущих в себе взаимосвязь индивидуального и возрастного, обычно ведущую роль играют особенности возрастные (чем младше ребенок, тем в большей степени).
У некоторых детей, в связи со спецификой хода их созревания, возрастные факторы настолько сближаются во времени, что могут как бы суммироваться; это приводит к удвоению, а то и к многократному усилению их действия и может вызвать очень быстрое развитие интеллекта. Таких детей с ранними умственными достоинствами нельзя не заметить, не счесть их выдающимися. И все-таки зачастую их поражающие успехи недолговечны, ограничиваются временными рамками, а именно сроком действия ряда возрастных факторов.
Бурный подъем умственных возможностей на основе возрастных факторов одаренности можно назвать возрастной одаренностью. Это понятие указывает на зависимость расцвета способностей от специфических возможностей детства и привлекает внимание к тому, что характеризуется именно ребенок с его особым ходом созревания. Такая одаренность преходяща. Она не предопределяет будущего.
Важно знать, что существует такое явление, как возрастная одаренность. При всех ранних достижениях ребенка поначалу не может быть уверенности в том, что это уже постоянный дар. Нужно учитывать, что он может быть и временным, и тогда меньше будет непомерных ожиданий, а потом и горьких разочарований.
Вместе с тем, как известно, у некоторых детей умственный подъем может идти по-другому: в самом ходе возрастных изменений индивидуальные достоинства интеллекта выступают все более отчетливо, укрепляются, и продолжают расти уже устойчиво.
Так что признаки одаренности, по которым судят о ребенке, могут быть кратковременными, т.е. относящимися преимущественно к данной поре жизни и не свидетельствующими об устойчивых индивидуальных свойствах, а могут быть долговременными, т.е. выражающими подлинное становление индивидуальности и являющимися предвестниками более зрелых достижений.
Особенности развития невербального мышления детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи
Прежде чем рассматривать особенности невербального мышления детей с третьим уровнем развития речи, проанализируем, в чем заключается общее недоразвитие речи, и каким образом оно проявляется у детей.
Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фо ...
Коррекционная работа по развитию внимания(формирующий эксперимент). Принципы проведения и задачи коррекционной работы
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. В ней дети не только получают новые знания, но и реализуют свои впечатления, основные духовные потребности. До недавнего времени основной акцент важности игры в педагогическом процессе делался только на ее вкладе в обучение и воспитание детей. Между тем, активное включение ...
Направления работы клинического психолога с зависимыми от наркотиков и ПАВ
Основная проблема психологической работы с наркоманами заключается в ответе на вопрос: что можно сделать, чтобы они прекратили принимать наркотики? Психолог должен знать, что среди наркоманов есть три категории лиц:
- те, кто могут, но не хотят покончить с употреблением наркотиков;
- те, кто хотят, но сами не могут отказаться от одурм ...