RSS Feed

Исследования А.И. Савенкова: «Альтернативные формы организацииучебной деятельности как фактор развития детской одаренности».
Страница 1

Психология » Способности и одаренность детей » Исследования А.И. Савенкова: «Альтернативные формы организацииучебной деятельности как фактор развития детской одаренности».

Концепция одаренности — теоретическая, фундаментальная проблема, без ее разработки бессмысленны поиски решений прикладных, практических задач. Она является основанием, на котором строится не только здание диагностики, прогнозирования развития, но и вся система педагогических мер, традиционно включающая: цели, содержание формы организации обучения, методы его осуществления, средства. В наших прикладных исследованиях в качестве такого фундамента выступает «Рабочая концепция одаренности», созданная коллективом российских ученых (руководители Д.Б. Богоявленская и В.Д. Шадриков). Выделенные в ней «инструментальный» и «мотивационный» компоненты одаренности, преломляясь в педагогической сфере, заставляют иначе посмотреть на специфические, диктуемые культурно-образовательными традициями дидактические решения.

Одной из фундаментальных составляющих этих традиций является верность классно-урочной системе. Причем наши специалисты в области теории обучения явно скромничают, называя ее одной из ведущих организационных моделей в российской школе. Она не просто доминирует, она господствует безраздельно. Если бы классно-урочную форму организации учебной деятельности удалось реализовать в ее идеальном варианте, вопрос о развитии одаренности, творческих способностей можно было бы снять с обсуждения. Если у нас и появляются люди, способные к творчеству, то преимущественно потому, что классно-урочная система иногда дает сбои.

Как свидетельствует история педагогики, наиболее радикальные шаги в плане изменения процессуально-содержательной и организационной основы школьного образования были предприняты в конце XIX — начале ХХ века. Это широко известные педагогические модели: «дом свободного ребенка» (К.Н. Вентцель), «дальтон-план» (Дж. Дьюи, Е. Паркхерст, У. Килпатрик и др.), «бригадно-лабораторный метод» (И.Ф. Свадковский, Б.В. Всесвятский и др.). Эти поиски позволили педагогике сделать важный шаг от «класса-аудитории» к «классу-лаборатории».

Различные модификации этой формы организации учебной деятельности активно разрабатывались в педагогике с конца XIX — начала ХХ века (К.Н. Вентцель — Россия, О. Декроли — Бельгия, М. Монтессори — Италия, С. Френе — Франция и др.). Решение образовательных задач, согласно взглядам сторонников данного подхода к организации обучения, преимущественно должно осуществляться путем создания специальной развивающей среды, в которой ребенок находил бы стимулы для самообучения и развития. Отсюда и основные требования, выступавшие в качестве ориентиров: опираться на собственный опыт ребенка, обучать в действии, побуждать ребенка к наблюдению и экспериментированию, чередовать индивидуальную и коллективную работу.

Обвинения, предъявлявшиеся противниками, хорошо известны — это: «чрезмерная индивидуализация обучения», «фетишизация спонтанных интересов детей», «недооценка роли учителя». Вопроса о степени, состоятельности этих обвинений мы касаться не будем. Аргументы каждой из сторон достаточно подробно изложены в литературе. Поэтому сосредоточим свое внимание на основных особенностях этой формы организации обучения.

Один из ее авторов — французский педагог С. Френе — считал, что занятия детей должны быть одновременно серьезными и приятными, индивидуальными и коллективными, свободными и планируемыми, умственными и физическими. А для того чтобы каждый ребенок имел возможность говорить и петь, танцевать и лепить, читать и считать, он предлагал создать «уголки-ателье». По мнению С. Френе, детям нужны: уголки кукольного хозяйства, шитья, рисования, аппликации, музыкальный, столярный, кухонный, для игр с водой, уголок для работы с глиной, со строительным материалом, уголок для чтения, счета, письма и других дел. В одном уголке одновременно могут заниматься по шесть детей. Выполненные детьми работы должны рассматриваться и обсуждаться коллективно, получать одобрение и критиковаться самими детьми. Педагог должен переходить от группы к группе, направляя детей и помогая им в их учебных исследованиях. Его задача — создать условия, для того чтобы каждый ребенок мог развиваться в своем, индивидуальном ритме и темпе. Одно из специфических требований к педагогу — работать, опираясь на профессиональную интуицию, без жестких, предварительно разработанных программ и расписания. Эта форма организации обучения была очень популярна в «материнских школах» (детских садах) Франции в течение многих десятилетий.

Напоминающие эту форму варианты организации учебной деятельности экспериментально использовались в отечественной дошкольной педагогике в советский период, но широкого распространения не получили. Аналогичная этой организационная технология, именуемая «свободный класс», активно используется в школах для одаренных детей в США. Опыт этой работы подробно описан в широко известном сборнике трудов американских педагогов «Одаренные дети».

Страницы: 1 2 3


Групповая психотерапия подростков при акцентуациях характера
Своевременное распознавание типа акцентуации характера является необходимым для профилактики и коррекции нарушений поведения, эмоциональных срывов или нервно-психических отклонений у подростков. Зная тип акцентуации, психолог может посоветовать родителям изменить тактику семейного воспитания, дать рекомендации педагогам по исключению и ...

Мышление и обучение
Обучение и развитие мышления идут параллельно и взаимно стимулируют друг друга. Так, переход ребенка с предметного мышления на наглядно-образное способствует расширению его кругозора. В то же время, этот переход становится возможным во многом благодаря обучению. Развитие мышления и обучение начинаются задолго до поступления ребенка в ...

Самооценка
Давайте сыграем в такую игру. Нарисуйте лестницу, идущую вверх и имеющую 9 ступенек. А теперь попробуйте расставить на этой лестнице ваших друзей, знакомых, родственников или сотрудников по каким-то характеристикам, например по уровню интеллекта. Люди самые умные и способные окажутся на верхних ступеньках, а наименее умные — на нижних. ...