RSS Feed

Заключение

Наряду с понятием «темперамент» в психологии широко исполь­зуется и понятие «характер» (от греч. charakter — черта, признак, печать, чеканка). Под характером понимают совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуслов­ливая типичные для нее способы поведения. Среди множества черт характера одни выступают как ведущие, другие как второстепенные, при этом они могут либо гармо­нировать (и тогда говорят о цельности характера), либо контрастировать с ведущими чертами (и тогда говорят о противоречивом характере). Среди черт характера, наря­ду с правдивостью и лживостью, тактичностью и грубостью и другими приобретае­мыми в процессе социализации человека чертами личности, называются и экстравер­сия — интроверсия, считающимися свойствами темперамента. Отсюда возникает во­прос: каково соотношение между темпераментом и характером?

Как отмечают А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев (1957), вопрос о соотношении темпе­рамента и характера ставился многими психологами. Авторы выделили четыре груп­пы мнений:

1) отождествление темперамента и характера;

2) противопоставление тем­пераменту характера, установление между ними антагонистических отношений;

3) признание темперамента элементом характера;

4) признание темперамента основ­ной природой характера.

Выразителем первой точки зрения является Кречмер, который, выводя темпера­мент из особенностей телесной конституции, по существу осуществляет его с харак­тером личности. Эта точка зрения довольно распространена в западной психологии, где темперамент не выделяется как самостоятельное понятие, а выступает в качестве синонима понятий «личность» и «характер».

В отечественной психологии аналогичные взгляды разделял А.Ф. Лазурский (1923), который практически отождествлял темперамент и характер и относил их к эндопсихике, характеризующей врожденный запас физических и духовных сил. Он считал, что эндопроявления выражают внутренние, субъективные соотношения между психофизиологическими элементами данной личности, и в то же время они всегда связаны с индивидуальными особенностями центральной нервной системы.

Сторонники второй точки зрения отмечают, что темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности, а характер есть проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции (П. Викторов, 1887). Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм. Вторая тормозит первую.

Этой же точки зрения придерживается Н.Д. Левитов (1969), который считает, что темперамент не входит в характер и что последний находится в антагонистиче­ских отношениях с первым. По его мнению, развитие личности совершается по пути преодоления темперамента характером, преобразования темперамента под влиянием характера. Личность как бы раздваивается, отдельные ее свойства противопоставля­ются друг другу. При этом характер может входить в конфликт с темпераментом.

Наконец, сторонники третьей точки зрения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.М. Русалов и др.) рассматривают темперамент как врожденную ос­нову характера, как динамичную сторону характера и личности. По Л.С. Выготско­му, например, темперамент есть наличная предпосылка, а характер — конечный ре­зультат воспитательного процесса. Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, рассматривают темперамент как ядро характера, как его неизменную часть, в отли­чие от самого характера, изменяющегося в течение жизни.


Сенсорное развитие ребёнка с задержкой психического развития
Проблемами сенсорного развития детей с задержкой психического развития занимались такие учёные, как Л.С. Венгер, А.В. Запорожец, А.А.Катаева, Н.Н. Поддьяков, А.П.Усова. Формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов восприятий. Именно это взаимодействи ...

Исследования детской одаренности в современной психологии. Общие понятие детской одаренности.
…если мы знаем, как из слабости возникает сила, из недостатков – способности, то мы держим в своих руках ключ к проблеме детской одаренности. Л.С. Выготский Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастног ...

Определение деструктивных установок в межличностных отношениях В.В. Бойко
Цель опросника выявление деструктивных установок в межличностных отношения испытуемых. Опросник состоит из 25 суждений, с которыми испытуемые должны согласиться (ответ «да») или не согласиться (ответ «нет») По результатам диагностики определяется степень выраженности следующих негативных тенденций 1. Завуалированная жестокость в отно ...