RSS Feed

Заключение

Наряду с понятием «темперамент» в психологии широко исполь­зуется и понятие «характер» (от греч. charakter — черта, признак, печать, чеканка). Под характером понимают совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуслов­ливая типичные для нее способы поведения. Среди множества черт характера одни выступают как ведущие, другие как второстепенные, при этом они могут либо гармо­нировать (и тогда говорят о цельности характера), либо контрастировать с ведущими чертами (и тогда говорят о противоречивом характере). Среди черт характера, наря­ду с правдивостью и лживостью, тактичностью и грубостью и другими приобретае­мыми в процессе социализации человека чертами личности, называются и экстравер­сия — интроверсия, считающимися свойствами темперамента. Отсюда возникает во­прос: каково соотношение между темпераментом и характером?

Как отмечают А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев (1957), вопрос о соотношении темпе­рамента и характера ставился многими психологами. Авторы выделили четыре груп­пы мнений:

1) отождествление темперамента и характера;

2) противопоставление тем­пераменту характера, установление между ними антагонистических отношений;

3) признание темперамента элементом характера;

4) признание темперамента основ­ной природой характера.

Выразителем первой точки зрения является Кречмер, который, выводя темпера­мент из особенностей телесной конституции, по существу осуществляет его с харак­тером личности. Эта точка зрения довольно распространена в западной психологии, где темперамент не выделяется как самостоятельное понятие, а выступает в качестве синонима понятий «личность» и «характер».

В отечественной психологии аналогичные взгляды разделял А.Ф. Лазурский (1923), который практически отождествлял темперамент и характер и относил их к эндопсихике, характеризующей врожденный запас физических и духовных сил. Он считал, что эндопроявления выражают внутренние, субъективные соотношения между психофизиологическими элементами данной личности, и в то же время они всегда связаны с индивидуальными особенностями центральной нервной системы.

Сторонники второй точки зрения отмечают, что темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности, а характер есть проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции (П. Викторов, 1887). Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм. Вторая тормозит первую.

Этой же точки зрения придерживается Н.Д. Левитов (1969), который считает, что темперамент не входит в характер и что последний находится в антагонистиче­ских отношениях с первым. По его мнению, развитие личности совершается по пути преодоления темперамента характером, преобразования темперамента под влиянием характера. Личность как бы раздваивается, отдельные ее свойства противопоставля­ются друг другу. При этом характер может входить в конфликт с темпераментом.

Наконец, сторонники третьей точки зрения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.М. Русалов и др.) рассматривают темперамент как врожденную ос­нову характера, как динамичную сторону характера и личности. По Л.С. Выготско­му, например, темперамент есть наличная предпосылка, а характер — конечный ре­зультат воспитательного процесса. Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, рассматривают темперамент как ядро характера, как его неизменную часть, в отли­чие от самого характера, изменяющегося в течение жизни.


.Концепция Д. Б. Эльконина
Д. Б. Эльконин сделал исключительное по своей психологической глубине и прозорливости предположение. Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла!), а затем операционально-технической; в развитии можно наблюдать чередо ...

Биологические факторы, вызывающие депрессию
Наследственность. Исследования убедительно показывают, что депрессия передается по наследству. «Так, если ваш отец, мать или другие кровные родственники страдали депрессией, это значит, что вы генетически предрасположены к этому заболеванию. Что однако, ни в коем случае не означает, что ребенок страдавших депрессией родителей обязательн ...

Предмет и задачи дифференциальной психологии
Сам термин "дифференциальная психология" был введен Штерном в 1900 году. Он один из первых ученых собрал современные ему представления о различиях между людьми и на основе этого разработал целую концепцию “Психология индивидуальных различий”, а затем добавил к индивидуальным различиям вопросы, связанные с групповыми различиями ...