RSS Feed

Заключение

Наряду с понятием «темперамент» в психологии широко исполь­зуется и понятие «характер» (от греч. charakter — черта, признак, печать, чеканка). Под характером понимают совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуслов­ливая типичные для нее способы поведения. Среди множества черт характера одни выступают как ведущие, другие как второстепенные, при этом они могут либо гармо­нировать (и тогда говорят о цельности характера), либо контрастировать с ведущими чертами (и тогда говорят о противоречивом характере). Среди черт характера, наря­ду с правдивостью и лживостью, тактичностью и грубостью и другими приобретае­мыми в процессе социализации человека чертами личности, называются и экстравер­сия — интроверсия, считающимися свойствами темперамента. Отсюда возникает во­прос: каково соотношение между темпераментом и характером?

Как отмечают А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев (1957), вопрос о соотношении темпе­рамента и характера ставился многими психологами. Авторы выделили четыре груп­пы мнений:

1) отождествление темперамента и характера;

2) противопоставление тем­пераменту характера, установление между ними антагонистических отношений;

3) признание темперамента элементом характера;

4) признание темперамента основ­ной природой характера.

Выразителем первой точки зрения является Кречмер, который, выводя темпера­мент из особенностей телесной конституции, по существу осуществляет его с харак­тером личности. Эта точка зрения довольно распространена в западной психологии, где темперамент не выделяется как самостоятельное понятие, а выступает в качестве синонима понятий «личность» и «характер».

В отечественной психологии аналогичные взгляды разделял А.Ф. Лазурский (1923), который практически отождествлял темперамент и характер и относил их к эндопсихике, характеризующей врожденный запас физических и духовных сил. Он считал, что эндопроявления выражают внутренние, субъективные соотношения между психофизиологическими элементами данной личности, и в то же время они всегда связаны с индивидуальными особенностями центральной нервной системы.

Сторонники второй точки зрения отмечают, что темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности, а характер есть проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции (П. Викторов, 1887). Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм. Вторая тормозит первую.

Этой же точки зрения придерживается Н.Д. Левитов (1969), который считает, что темперамент не входит в характер и что последний находится в антагонистиче­ских отношениях с первым. По его мнению, развитие личности совершается по пути преодоления темперамента характером, преобразования темперамента под влиянием характера. Личность как бы раздваивается, отдельные ее свойства противопоставля­ются друг другу. При этом характер может входить в конфликт с темпераментом.

Наконец, сторонники третьей точки зрения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.М. Русалов и др.) рассматривают темперамент как врожденную ос­нову характера, как динамичную сторону характера и личности. По Л.С. Выготско­му, например, темперамент есть наличная предпосылка, а характер — конечный ре­зультат воспитательного процесса. Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, рассматривают темперамент как ядро характера, как его неизменную часть, в отли­чие от самого характера, изменяющегося в течение жизни.


Психические нарушения после аборта
Известно, что 14—20% всех клинически диагностированных беременностей кончаются спонтанными абортами. Однако психической переработке выкидышей в клинической практике и научных исследованиях долго не придавали особого значения, поскольку большинство спонтанных абортов происходит на ранних сроках беременности. Исходя из представления, что ...

Кризис трех лет
Кризис трех лет – это граница между ранним и дошкольным возрастом, это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от ...

Теоретические основы понятия деструктивного развития личности. Основные признаки профессиональной деформации личности в работах отечественных авторов
Взаимосвязь человека с профессией долгие годы изучалась сквозь призму адаптации личности к деятельности, ее профессиональной пригодности, удовлетворенности процессом труда и повышения его результативности. Исследование факторов, препятствующих профессиональному развитию, обусловливалось стремлением повысить эффективность труда человека, ...