Личностные особенности сотрудников правопорядка и психологические факторы,
детерминирующие развитие их профессиональной деструкцииСтраница 2
· готовность к помощи;
· сочувствие;
· обязательность;
· владение техникой общения;
· чуткость; отзывчивость;
· заботливость;
· справедливость;
· искренность в общении;
· активность в совместной деятельности;
· общительность;
· последовательность;
· тактичность.
Затрудняют деловое взаимодействие следующие качества:
· скептицизм;
· застенчивость;
· покорность;
· сверхконформность;
· переоценка своих возможностей;
· агрессивность;
· стремление к доминированию;
· самодовольство;
· обособленность;
· вспыльчивость;
· обидчивость;
· недоверчивость;
· подозрительность;
· робость;
· грубость;
· снисходительность;
· замкнутость;
· скрытность.
Профессиональное становление – это не только прогрессивное развитие, не только приобретения, но и потери. Профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в дальнейшем при ее выполнении приводит к искажению личностного профиля специалиста, так как выполнение конкретных видов труда не требует многообразных качеств и способностей личности, многие ресурсные возможности остаются невостребованными. Отдельные профессионально значимые качества с годами трансформируются в профессионально нежелательные. Результатом этого является образование профессиональных деформаций (Р.М. Грановская, Э.Ф. Зеер, Л.Н. Корнеева, А.К. Маркова).
Профессиональная деформация - это деструкции, которые возникают в процессе выполнения профессиональной деятельности и негативно влияют на ее продуктивность. Они порождают профессионально нежелательные качества и изменяют профессиональное поведение человека. Развитие профессиональных деформаций определяется различными факторами:
· разнонаправленными онтогенетическими изменениями,
· возрастной динамикой,
· содержанием профессии,
· социальной средой,
· жизненно важными событиями и случайными моментами.
К основным психологическим детерминантам профессиональных деформаций относятся:
· психофизиологические изменения,
· стереотипы профессиональной деятельности,
· стагнация профессионального развития,
· акцентуации характера,
· психологические защиты.
В настоящее время признаки профессиональных деформаций классифицируют по разным основаниям (Н.И. Наенко)[7]:
· по степени отклонения от социальной нормы;
· по степени выраженности делинквентного поведения в процессе исполнения социальной роли;
· по степени выраженности дисгармоний в развитии личности, превращающих субъектов в узких специалистов. Последний различают по:
· глубине деформированности личности;
· широте деформированности личности (глобальная или парциальная);
· степени устойчивости проявлений деформации: временная (случайная) или постоянная (закономерная);
· скорости наступления профдеформаций (на ранних стадиях профессиональной деятельности – на поздних стадиях).
Как отмечает Н.Б. Московина, на сегодняшний день отсутствует общепринятая классификация личностно-профессиональных деформаций. Ею введен термин «третье состояние», заимствованный из медицинских и валеологических источников и означающий неуверенность в благополучии организма при отсутствии диагноза[8].
«Третье состояние» - это возможность, подаренная природой для реализации механизмов по восстановлению утраченных ресурсов организма. С ее точки зрения, о «третьем состоянии» можно говорить как о предмете:
а) медицинских исследований (повышенная невротизация, риск сердечно-сосудистых заболеваний, астения);
б) валеологических исследований (низкая культура самосохранения, неумение вести здоровый образ жизни, превращение здоровья в средство достижения жизненных целей;
в) психологических (напряженность, раздражительность, жесткость субъективных установок, внутренняя неуверенность, потеря восприятия реальности своей личности, расщепленность личности, дисгармония между интеллектуальным и эмоциональным, сознательным и бессознательным).
Н.Б. Московина рассматривает деформацию как компенсацию, но не только в привычном смысле как возмещение, восполнение одних функций и качеств за счет других, но и как компенсацию более опасных нарушений, например, нарушений физического и психического здоровья. Вследствие этого деформацию нельзя преодолевать пока неизвестно, от каких более серьезных деформаций данная проблема может защитить. Думается, что данная точка зрения не лишена рационального подхода к психологии профессионала.
Понятие о готовности детей к школе. Виды готовности к школе
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.
От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебн ...
Понятие, виды памяти. Механизмы памяти
По определению, память — это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе. Память как результат обучения связана с такими изменениями в нервной системе, которые сохраняются в течение некоторого времени и существенным образом влияют ...
Оценка эффективности программы коррекционно-развивающих игр (контрольный
эксперимент)
Определение уровня развития основных характеристик внимания у детей с речевыми нарушениями по окончанию обучающего эксперимента проходило на базе той же экспериментальной группы. Данные контрольного эксперимента сравнивались с данными констатирующего эксперимента. Детям предлагались аналогичные задания. Эксперимент был разделен так же н ...