RSS Feed

Личностные особенности сотрудников правопорядка и психологические факторы, детерминирующие развитие их профессиональной деструкции
Страница 2

Психология » Психопрофилактика синдрома эмоционального выгорания » Личностные особенности сотрудников правопорядка и психологические факторы, детерминирующие развитие их профессиональной деструкции

· готовность к помощи;

· сочувствие;

· обязательность;

· владение техникой общения;

· чуткость; отзывчивость;

· заботливость;

· справедливость;

· искренность в общении;

· активность в совместной деятельности;

· общительность;

· последовательность;

· тактичность.

Затрудняют деловое взаимодействие следующие качества:

· скептицизм;

· застенчивость;

· покорность;

· сверхконформность;

· переоценка своих возможностей;

· агрессивность;

· стремление к доминированию;

· самодовольство;

· обособленность;

· вспыльчивость;

· обидчивость;

· недоверчивость;

· подозрительность;

· робость;

· грубость;

· снисходительность;

· замкнутость;

· скрытность.

Профессиональное становление – это не только прогрессивное развитие, не только приобретения, но и потери. Профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в дальнейшем при ее выполнении приводит к искажению личностного профиля специалиста, так как выполнение конкретных видов труда не требует многообразных качеств и способностей личности, многие ресурсные возможности остаются невостребованными. Отдельные профессионально значимые качества с годами трансформируются в профессионально нежелательные. Результатом этого является образование профессиональных деформаций (Р.М. Грановская, Э.Ф. Зеер, Л.Н. Корнеева, А.К. Маркова).

Профессиональная деформация - это деструкции, которые возникают в процессе выполнения профессиональной деятельности и негативно влияют на ее продуктивность. Они порождают профессионально нежелательные качества и изменяют профессиональное поведение человека. Развитие профессиональных деформаций определяется различными факторами:

· разнонаправленными онтогенетическими изменениями,

· возрастной динамикой,

· содержанием профессии,

· социальной средой,

· жизненно важными событиями и случайными моментами.

К основным психологическим детерминантам профессиональных деформаций относятся:

· психофизиологические изменения,

· стереотипы профессиональной деятельности,

· стагнация профессионального развития,

· акцентуации характера,

· психологические защиты.

В настоящее время признаки профессиональных деформаций классифицируют по разным основаниям (Н.И. Наенко)[7]:

· по степени отклонения от социальной нормы;

· по степени выраженности делинквентного поведения в процессе исполнения социальной роли;

· по степени выраженности дисгармоний в развитии личности, превращающих субъектов в узких специалистов. Последний различают по:

· глубине деформированности личности;

· широте деформированности личности (глобальная или парциальная);

· степени устойчивости проявлений деформации: временная (случайная) или постоянная (закономерная);

· скорости наступления профдеформаций (на ранних стадиях профессиональной деятельности – на поздних стадиях).

Как отмечает Н.Б. Московина, на сегодняшний день отсутствует общепринятая классификация личностно-профессиональных деформаций. Ею введен термин «третье состояние», заимствованный из медицинских и валеологических источников и означающий неуверенность в благополучии организма при отсутствии диагноза[8].

«Третье состояние» - это возможность, подаренная природой для реализации механизмов по восстановлению утраченных ресурсов организма. С ее точки зрения, о «третьем состоянии» можно говорить как о предмете:

а) медицинских исследований (повышенная невротизация, риск сердечно-сосудистых заболеваний, астения);

б) валеологических исследований (низкая культура самосохранения, неумение вести здоровый образ жизни, превращение здоровья в средство достижения жизненных целей;

в) психологических (напряженность, раздражительность, жесткость субъективных установок, внутренняя неуверенность, потеря восприятия реальности своей личности, расщепленность личности, дисгармония между интеллектуальным и эмоциональным, сознательным и бессознательным).

Н.Б. Московина рассматривает деформацию как компенсацию, но не только в привычном смысле как возмещение, восполнение одних функций и качеств за счет других, но и как компенсацию более опасных нарушений, например, нарушений физического и психического здоровья. Вследствие этого деформацию нельзя преодолевать пока неизвестно, от каких более серьезных деформаций данная проблема может защитить. Думается, что данная точка зрения не лишена рационального подхода к психологии профессионала.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Понятие о готовности детей к школе. Виды готовности к школе
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебн ...

Понятие, виды памяти. Механизмы памяти
По определению, память — это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе. Память как результат обучения связана с такими изменениями в нервной системе, которые сохраняются в течение некоторого времени и существенным образом влияют ...

Оценка эффективности программы коррекционно-развивающих игр (контрольный эксперимент)
Определение уровня развития основных характеристик внимания у детей с речевыми нарушениями по окончанию обучающего эксперимента проходило на базе той же экспериментальной группы. Данные контрольного эксперимента сравнивались с данными констатирующего эксперимента. Детям предлагались аналогичные задания. Эксперимент был разделен так же н ...