RSS Feed

Личностные особенности сотрудников правопорядка и психологические факторы, детерминирующие развитие их профессиональной деструкции
Страница 1

Психология » Психопрофилактика синдрома эмоционального выгорания » Личностные особенности сотрудников правопорядка и психологические факторы, детерминирующие развитие их профессиональной деструкции

Правоохранительная деятельность зависит не только от знаний, умений и навыков работников, но и от личностных качеств. Поэтому в число профессиональных требований всегда включались и включаются соответствующие психологические свойства. В 1782 году Екатерина II подписала "Устав благочиния или полицейский", значительную часть которого составлял "Наказ управе благочиния". В "Наказе управе благочиния" были сформулированы качества, определенного к благочинию начальства и правила его должности (то есть требования к личности полицейского работника):

1) здравый рассудок;

2) добрая воля в отправлении порученного;

3) человеколюбие;

4) верность к службе императорского величества;

5) усердие к общему добру;

6) радение о должности;

7) честность и бескорыстие.

Можно говорить о психологическом потенциале работника органа правопорядка, обеспечивающем эффективность его деятельности и реализации профессиональных функций. Структурно такой психологический потенциал образуется из:

1) индивидуальной профессиональной концепции;

2) морально-психологических качеств;

3) познавательных и интеллектуальных качеств;

4) эмоционально-волевых качеств;

5) коммуникативных качеств.

1. Индивидуальная профессиональная концепция. Индивидуальная профессиональная концепция работника органа правопорядка представляет собой субъективное, личностное видение системы основных профессиональных проблем, содержания, способов и приемов труда, трудностей в организации взаимодействия и личного труда. Индивидуальная профессиональная концепция в ее сформированном виде раскрывает личностный смысл деятельности работника, оказывает влияние на мотивацию труда, постановку конкретных служебных и жизненных целей.

2. Морально-психологические качества. Эти качества отражают нравственные обязательства и этические нормы поведения работника органов правопорядка. Речь идет о должном и необходимом поведении с точки зрения нравственности, профессиональной этики, конкретных норм морали, гуманного отношения к другому человеку. Нравственную основу поведения работника составляют следующие морально-психологические качества: чувство профессионального долга; профессиональная честь; справедливость; принципиальность; честность; порядочность; сочувствие и сопереживание; мужество; установка на соблюдение законности и служебной дисциплины; чувство товарищества; гуманность и сострадание по отношению к потерпевшим от преступлений и т. д.

3. Познавательные и интеллектуальные качества. Известно, что хорошо развитые качества восприятия и внимания позволяют работнику получить достаточную информацию о складывающейся криминогенной обстановке, особенностях личности правонарушителя и т. д. Профессиональная память работника на лица, внешность человека, числа (даты рождения, например), имя, отчество, фамилию и т. д. позволяет эффективно решить профессиональные задачи. Продуктивное мышление работника характеризуется такими качествами, как гибкость, широта, критичность, быстрота, сообразительность, прогностичность, эвристичность и др.

4. Эмоционально-волевые качества. Деятельность работника органов правопорядка связана со стрессами и отрицательными переживаниями. Среди стресс-факторов, связанных с профессиональной деятельностью, часто называют: большую загруженность работой и отсутствие свободного времени; сложности, связанные с вхождением в новую должность; повышенную ответственность за принимаемые решения; ощущение несоответствия между тем, что должен, что хотел бы и что реально делает; необходимость часто идти на компромиссы во имя сохранения служебной карьеры; недостаток обратной информации о своей деятельности; неудовлетворительные отношения с начальством; неопределенность должностного роста; неблагоприятный социально-психологический климат в профессиональном коллективе и др. Работнику следует обращать внимание на развитие у себя таких эмоционально-волевых качеств, как решительность, настойчивость, самообладание, эмоциональная уравновешенность, выдержка, выносливость, осмотрительность, хладнокровие, уверенность в своих силах и др.

5. Коммуникативные качества. Исследования показали, что существуют коммуникативные качества, способствующие эффективности делового взаимодействия:

· организованность;

· уверенность;

· независимость;

· скромность;

· установка на сотрудничество;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Направления работы клинического психолога с зависимыми от наркотиков и ПАВ
Основная проблема психологической работы с наркоманами заключается в ответе на вопрос: что можно сделать, чтобы они прекратили принимать наркотики? Психолог должен знать, что среди наркоманов есть три категории лиц: - те, кто могут, но не хотят покончить с употреблением наркотиков; - те, кто хотят, но сами не могут отказаться от одурм ...

Предмет и задачи дифференциальной психологии
Сам термин "дифференциальная психология" был введен Штерном в 1900 году. Он один из первых ученых собрал современные ему представления о различиях между людьми и на основе этого разработал целую концепцию “Психология индивидуальных различий”, а затем добавил к индивидуальным различиям вопросы, связанные с групповыми различиями ...

Рассмотрим ещё одну классификацию – по категориямприл.2
По категориям общение можно разделить на межличностное, личностно – групповое и межгрупповое. Чтобы было понятнее, давайте представим класс. А теперь ученицу Катю из 10 «а» класса. Она сидит рядом с Дашей, домой возвращается с Верой, а ещё ей нравится Владимир – симпатичный одноклассник. Катя с ними общается, интересуется, как прошли ...