RSS Feed

Самооценка

Давайте сыграем в такую игру. Нарисуйте лестницу, идущую вверх и имеющую 9 ступенек. А теперь попробуйте расставить на этой лестнице ваших друзей, знакомых, родственников или сотрудников по каким-то характеристикам, например по уровню интеллекта. Люди самые умные и способные окажутся на верхних ступеньках, а наименее умные — на нижних.

А теперь постарайтесь быстро найти свое место на этой лесенке. Посмотрите повнимательнее на тех, кто оказался рядом с вами. Хорошо ли вы чувствуете себя в этом месте? Не хочется ли что-то изменить? Может быть, переместить кого-то куда-то или себя?

Аналогично можно расставить всех и по другим показателям, например по таким, как ответственность, доброта, конфликтность, прямолинейность или трудолюбие, гибкость и т.д. В эту игру можно сыграть и с друзьями, попросив их определить свое место на этой лесенке и расставить своих друзей и одноклассников.

Стремясь понять самого себя, мы с детства пытаемся оценивать свои возможности. Можно с уверенностью утверждать, что людей равнодушных к собственному Я просто не существует, однако люди довольно сильно различаются в своей самооценке.

Высокая самооценка является основанием для уверенности в себе, самоуважения, а снижение ее может провоцировать неуверенность в себе, в собственных силах, порождая мысли о своей неспособности, никчемности, бесперспективности. Слишком высокая самооценка может приводить к высокомерию, пренебрежительному отношению к окружающим. Иными словами, слишком низкая или слишком высокая самооценка может приводить к негативным изменениям нашей личности. Как же понять, какова эта самооценка? Сколь она адекватна?

Первым сигналом ее неадекватности может быть чувство дискомфорта или беспокойства от того, что вы оказались вместе с людьми, которые на самом деле в вашей реальной жизни по данному показателю не столь и близки. Другой способ — использовать иные тесты и сравнить их показатели с самооценкой. Например, вы поставили себя на пятую ступеньку по уровню интеллекта, что означает, что вы оцениваете свой уровень как средний, а по тесту на интеллект вы получили высокий балл, следовательно, ваша самооценка занижена.


Обсуждение результатов сравнительного анализа
Сравнительный анализ личностных черт родителей, выбирающих деструктивный и конструктивный стиль отношения к ребенку, по t-критерию Стьюдента показал, что существует статистически значимая разница между такими родителями по многим показателям при высоком уровне достоверности отличий, следовательно, данные различия вызваны не случайными, ...

Роль группы в социализации подростков
Принадлежность к группе позволяет удовлетворить многие потребности юного человека. Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить с друзьями общие интересы и увлечения, очень важны для них верность, честность и отзывчивость. Позднее подростки ищут такого контакта, который позволил бы им найти понимание и с ...

Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития
Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, ...