RSS Feed

Заключение
Страница 1

Итак, в процессе работы с трудными детьми, подростками педагоги, социальные работники и другие специалисты социальной сферы зачастую сталкиваются с решением задач, связанных с нарушением норм поведения. При этом нередко решение проблем сопровождается обращением за помощью к государственным структурам. Здесь уже главная роль отводится правовой базе, включающей в себя международное законодательство, государственные законы, местные положения, инструкции, методики, программы и т.п. Сегодня у нас есть целый ряд федеральных законодательных программ и правовых документов, таких как "Дети России" (Указ Президента РФ от 18.08.1994г.), Закон "Об образовании" и др. В нашем регионе существуют и ряд локальных законодательных актов, призванных улучшить положение молодежи в области, например, Закон Ульяновской области от 14.11.2002 N 055-30 "Об основах молодежной политики в Ульяновской области" (принят ЗС области 31.10.2002), Закон Ульяновской области от 29.12.2004 N 105-30 "Об областной целевой программе "Молодежь" 2005 - 2010 годы" (принят ЗС области 23.12.2004), Закон Ульяновской области от 30.11.99 N 039-30 "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (принят ЗС области 25.11.99) и др.

Однако, являясь важной составляющей в решении вопросов, касающихся системы работы с детьми девиантного поведения, законодательные акты не могут рассматриваться как единственное средство для преодоления трудностей, возникающих при взаимодействии с детьми, склонными к отклоняющемуся поведению. Не менее, а даже может быть более значимым в данной ситуации может стать профессионализм работников и те методы, приемы, которые они выбирают для проведения профилактической и иного рода работы с данным контингентом детей. В связи с этим повышается роль педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков, а также проводится разносторонняя работа на только с детьми, но и семьями на базе воспитательной, педагогической, разъяснительной, предупредительной деятельности. В этой связи очень важной представляется работа комиссии по делам несовершеннолетних, чью работу мы попытались проанализировать в практической части нашей работы.

Таким образом, одной из важнейших задач работы с трудным подрастающим поколением в нашей стране является формирование в общественном сознании положительных установок к их неформальным проявлениям, уважительного отношения к детям и подросткам - как к новому поколению будущих граждан России. Соблюдение этих правил может считаться главным профилактическим мероприятием в плане возможности предупреждения социально-негативного поведения молодёжи. Также этому будет способствовать и совместная, целенаправленная работа многих органов и учреждений, работающих на благо будущего поколения. Именно во взаимосвязи всех субъектов социальной работы, начиная от семьи и кончая социальными службами, есть залог успеха решения проблем детей с девиантным поведением.

В данной работе были рассмотрены сущность, содержание социально отклоняющегося (девиантного) поведения человека и причины его возникновения, а также основные направления социально-педагогической деятельности по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения детей и подростков. В частности, был сделан акцент на такой форме девиантного поведения как агрессия. Нами был освещен и проанализирован опыт работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений в Железнодорожном районе г. Ульяновска. Каждое из приведённых направлений имеет свой потенциал в решении проблемы. Успех в деле предупреждения и преодоления социально-негативного поведения несовершеннолетних во многом зависит от того, в какой степени все изложенные направления находят реализацию на практике. Поэтому, мы постарались для проведения практической работы выбрать наиболее распространенные и апробированные методики, но которые в недостаточной степени внедряются в практику. И как показало исследование, данные методики оправдали свои ожидания и дали положительные результаты. Так, в целом, около 60% участвующих в программе по профилактике агрессивного поведения говорили о явной пользе, которая принесла им эта программа: они стали более уверенными в себе, научились слушать других и себя, а для многих это был хороший опыт общения со сверстниками. Конечно, эти изменения достаточно скромные и происходят на локальном уровне (в рамках одной школы, или одного региона), для более глобальных изменений необходимо создание системы, охватывающей семью, образовательные учреждения, административные органы, государственные и негосударственные центры по работе с детьми и подростками, ориентированные на заботу о детях, на их воспитание, предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения. В этом важнейшее значение социальной педагогики.

Страницы: 1 2 3