Методики изучения вниманияСтраница 1
Для изучения особенностей внимания у дошкольников с речевыми нарушениями мы использовали модифицированный вариант методик, представленный в пособии Осиповой А.А. (32). Занятия были индивидуальными, что позволило полно и точно зафиксировать характерные для каждого ребенка особенности развития свойств внимания. Для получения достоверных результатов был установлен эмоциональный контакт и взаимопонимание между нами и детьми. Обследование проводилось в знакомой обстановке при которой дети не испытывали отрицательных эмоций (страх, неуверенность). Работу начинали с игры, постепенно включая детей в требуемые методикой задания. Создали благоприятную подходящую обстановку (убрали яркие предметы, которые могли бы отвлечь внимание детей от предложенных заданий).
I серия эксперимента: Изучение объема внимания.
«Запомни и расставь точки» (модифицированная методика Керна Йерасека).
Цель:определение объема внимания.
Описание:ребенок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9). Ребенку последовательно показываются (на 1-2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки – нанести их на пустую карточку за 15 секунд.
Оборудование:набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения, часы с секундной стрелкой, простой карандаш.
Инструкция:
« Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом ты сам будешь ставить точки в пустые клеточки в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Фиксируемые параметры:t – время выполнения; N –количество правильно воспроизведенных точек. Объем внимания оценивается по 10-бальной системе:
«Круги» (модифицированная метидика Шульте).
Цель:определение уровня развития объема внимания.
Описание:
в таблице с пустыми, двойными, тройными кругами разных размеров следует отыскать все пустые круги в порядке уменьшения их размеров (от самого большого до самого маленького).
Оборудование:
таблица с изображением пустых, двойных, тройных кругов разных размеров, часы с секундной стрелкой.
Инструкция:
«Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание один раз. В этой таблице нарисованы круги разных размеров. Одни из них пустые (показ), другие – двойные (показ), а третьи – тройные (показ). Посмотри внимательно и отыщи все пустые круги от самого большого до самого маленького в порядке их уменьшения».
Фиксируемые параметры:
время выполнения задания, количество сделанных ошибок.
Нормативы:
II серия эксперимента: Изучение устойчивости внимания
«Найди и вычеркни» (модифицированная методика Бурдона «Корректурная проба»).
Цель:
диагностика продуктивности
и устойчивости внимания.
Описание:ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными способами зачеркивать две неодинаковые фигуры: звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружок – горизонтальной. Ребенок работает 2,5 минуты, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 секунд) ему говорят «начинай» и «стоп». Экспериментатор отмечает на рисунке то место, где даются соответствующие команды.
Оборудование:
рисунок с изображением простых фигур, часы с секундной стрелкой, простой карандаш.
Инструкция:
« Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных знакомых тебе предметов. Когда я скажу «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной фигуры. Это необходимо будет делать до тех пор, пока я не скажу «стоп». В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним.
Анализ полученных результатов.
Проведенное экспериментальное исследование с 10-ю супружескими парами показало, что существенное значение в возникновении конфликтов имеют те ожидания, которые сформировались у партнеров к моменту их вступления в брак под влиянием их личностных особенностей и склонностей. Повышенные требования друг к другу нередко являются основой конфл ...
Межгрупповые эффекты: групповой фаворитизм и групповая враждебность
Предпосылками исследования межгрупповых отношений явились:
· исследования межгрупповой агрессии в работах Г. Лебона,
· негативных установок на другую группу в Т. Адорно.
Толчком к развитию нечного интереса послужили исследования М. Шерифа, в которых он изучал поведение американских подростков в сткаустком лагере.
В рамках исследован ...
Анализ и интерпретация полученных результатов исследования
Опросник «Ответственность»
Результаты выполнения данной методики испытуемыми представлены в Приложении 1. Ниже приводится таблица 1, в которой представлены средние результаты по группе в процентах:
Таблица 1
Результаты измерения ответственности по группе в среднем (в %)
Ответственность
Ответственность ситуативная
Безответст ...