RSS Feed

Становление и развитие отечественной психологической науки
Страница 1

Психология » Основы психологии » Становление и развитие отечественной психологической науки

1.Социокультурные корни. В 60-е гг. 19 в. ослабление цензурного гнета, открытие многих либеральных изданий, возобновление университетских курсов по философии и психологии. В 60-70-е гг. 19 в. – освобождение от крепостного права и общее раскрепощение человеческой личности. Происходит осознание своей самобытности, появляется стремление описать свои национальные психологические качества. Первая попытка осмыслить национальный характер опираясь на конкретные сведения о нем, принадлежала Н.И. Надеждину в 30-е гг. 19 в., кот. предложил программу широкомасштабного описания самими русскими собственных особенностей многие ее поддержали.

2.Отечественная психологическая наука 2опл. 19 в. Середина века. Начала формироваться и самобытная отечественная психология, начался поиск путей ее построения, ее методологии и собственного предмета. Расцвет естественных наук в России наложил естественнонаучный, материалистический отпечаток на развитие психологии. Два направления в проблеме человека. Необходимо было разработать методологию, что привело к вопросу, какой психологии надлежит быть – естественной или гуманитарной, а также на основе какой науки формировать психологию – философии или физиологии. Эти направления сложились в две концепции построения психологии. 1) Чернышевский – антропологический принцип. От Сеченова до Павлова и Ухтомского – его развитие. Это естественнонаучное течение. 2) Юркевич и Соловьев – теологический принцип. Бердяев, Трубицкие, Франкл – развивали его. Это религиозно-философское течение. Борьба этих двух направлений дало много учений, и каждое направление развивалось. Чернышевский Идея единства человеческого организма в противовес дуализму. Психика как один из жизненных процессов этого организма не является самостоятельной сущностью и не требует, чтобы быть познанной иными средствами, чем те, которыми наука добывает истину о других вещах. Т.е. применение методов, которые используются для познания других вещей. Юркевич - первый оппонент Чернышевского. Аргумент – его учение о двух опытах (мы познаем человеческое существо двояко): внешними чувствами (тело и его органы) и внутренними чувствами (душевные явления). Метод – субъективный. Шел по пути от Декарта (понятие рефлекса). Кавелин о культурной детерминации психики. Исследовал проблемы нравственности в разных ее аспектах. В его концепции зарождаются контуры отечественной психологии личности – идея самоценности личности, ее свободы и независимости от давления общества. Потебня: язык народа как орган, образующий мысль. Принцип историзма – это анализ эволюции умственных структур, которыми оперирует отдельный индивид, впитывающий эти структуры, благодаря усвоению языка. Изменение социальной ситуации в кон.19 в. В России образовались два группы интеллигенции, которые занимались проблемами гуманитарных наук. 1) либерально-народнические взгляды – общечеловеческий с европейским укладом путь развития России. 2) самобытный путь развития России. Они влияние на методологические основы психологии. Разочарования в психологической науке и поворот к религии и мистике. Конец 19 – начало 20 в. – переориентация психологии с материалистической на идеалистическую, связанную с философией и социологией. Научные причины – развитие психологии показало невозможность применения к ней естественнонаучных методов в полном объеме, в особенности к исследованиям явлений гипнотизма, бессознательных структур психики.

Страницы: 1 2


Анализ психического содержания кризиса 7 лет в теории развития Л.С. Выготского
Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая–то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник. В последнее время появился ряд исследований, посвященных этому возрасту. Результаты исследований схем ...

Способности и деятельность
Понятие способности не существует само по себе, оно всегда связано с деятельностью. Совокупность психических качеств, которая выступает как способность, в конечном итоге определяется требованиями конкретной деятельности. Для различных видов деятельности развиваются различные способности. Структура способностей к какому-либо виду деятел ...

Групповая сплоченность
Групповая сплоченность – характеристика прочности, единства и устойчивости межличностных отношений и взаимодействий в группе, что обеспечивает стабильность и преемственность деятельности группы (7). Принадлежность человека к сплоченной группе, как правило, доставляет ему положительные переживания. В сплоченной группе люди ощущают поддер ...