Становление и развитие отечественной психологической наукиСтраница 2
3.Университетские профессора. Университетские психологические школы. Конец 19 в. Во всех крупных университетах появляются кафедры психологии. Юркевич поддерживал индуктивный метод и английский ассоционизм. Развивает идеи ассоционизма и доказывает, что все психические процессы формируются благодаря разным законам ассоциаций: смежности, сходства, контраста. Большое внимание уделяет проблемам нравственности и практическому использованию психологических знаний. Сохранял принцип противопоставления душевных явлений телесным (телесные не входят в область психологии). Соловьев: неохристианская концепция души. Это кульминация поворота в мышлении. Выступил против позитивизма, который господствовал в России. Изучал проблемы нравственности, формирование личности человека, проблемы воли, и сделал их центральными. Основатель христианской философии (рационалистические элементы сознания соединялись с мистическими). Развитие экспериментальной y в России Челпанов: создание Института экспериментальной психологии.Открыт в марте 1914 года. Ланге: естественнонаучная ориентация y. Главный оппонент Челпанова. Создал первую университетскую лабораторию экспериментальной y. Цель – это развитие y как объективной науки. Субъективному методу противопоставил понятие о психическом мире – от низших животных до человека.
Русский путь в науке о поведении. И.М.Сеченов – основатель науки о поведении. Он придал иное значение слову "рефлекс". Доказал, что поведение в целом рефлекторно. Считал, что психическая д-ть строиться по тиру условных рефлексов, включая в себя восприятие среды, переработки инфо и ответную реакцию двигательного аппарата. И.П.Павлов – создатель учения об условно-рефлекторной деятельности. Им создана международная школа. Ввел понятие "условный рефлекс". Ввел понятие о двух сигнальных системах.
Объективная y Бехтерева. Разрабатывал объективную как y поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, но не отвергал сознание как предмет y.Это два дополняющих друг друга метода. Но рефлексология не может заменить y, потому что невозможно вычислить логически конкретное многообразие изучаемых психологией фактов только из формул и законов теории рефлексов. А.А.Ухтомский – учение о доминанте. Ввел понятие о доминанте, как принципе работы о нервных центрах Пытался дать научное объяснеие соц. природе человеч. психики, кот. порождается др. людьми и включ. в культ. ценности.
Пути развития отечественной y в 20-50 годы 20 в. Реактология Корнилова Попытка разрешить конфронтацию между объективным и субъективным методом. Основной элемент психики – это реакция. Она измеряется объективно, но за этим внешним движением скрыта деятельность сознания. Предложил изучать психические процессы в качестве реакций – восприятие, памяти, воли и т.д. Но фактически экспериментальная работа свелась к изучению скорости и силы мышечных реакций. Л.С.Выготский: теория высших психических функций. Предмет психологи – история поведения, включающая различные стадии и уровни субъектных состояний р-ка, эволюцию жизни р-ка. Плюс, принцип деятельности (Басов)
Кризисы развития зрелых возрастов
Главная особенность развития в зрелом возрасте – минимальная его зависимость от хронологического возраста, в гораздо большей степени оно определяется личными обстоятельствами жизни человека – его опытом, родом занятий, установками и т.д.
У взрослых большинство исследователей выделяет три основных кризиса: кризис 30 лет, кризис «середин ...
Анализ и интерпретация полученных результатов
Проведя констатирующий эксперимент с детьми 6-7 лет, мы получили результаты по каждому заданию.
В первом задании детям предлагалось нарисовать в ряд 10 кружков и заштриховать слева направо третий, шестой, девятый кружки.
Некоторые работы детей представлены в Приложении.
По итогам первого задания из 20 детей 11 имеют высокий уровень в ...
Классификация методов возрастной психологии
Остановимся более подробно на методах исследования, используемых в возрастной психологии, обратив особое внимание на специфику их применения в работе с детьми.
Эта специфика определена тем, что психологические исследования в возрастной психологии направлены на поиск движущих сил и раскрытие закономерностей динамического процесса развит ...