RSS Feed

Становление и развитие отечественной психологической науки
Страница 2

Психология » Основы психологии » Становление и развитие отечественной психологической науки

3.Университетские профессора. Университетские психологические школы. Конец 19 в. Во всех крупных университетах появляются кафедры психологии. Юркевич поддерживал индуктивный метод и английский ассоционизм. Развивает идеи ассоционизма и доказывает, что все психические процессы формируются благодаря разным законам ассоциаций: смежности, сходства, контраста. Большое внимание уделяет проблемам нравственности и практическому использованию психологических знаний. Сохранял принцип противопоставления душевных явлений телесным (телесные не входят в область психологии). Соловьев: неохристианская концепция души. Это кульминация поворота в мышлении. Выступил против позитивизма, который господствовал в России. Изучал проблемы нравственности, формирование личности человека, проблемы воли, и сделал их центральными. Основатель христианской философии (рационалистические элементы сознания соединялись с мистическими). Развитие экспериментальной y в России Челпанов: создание Института экспериментальной психологии.Открыт в марте 1914 года. Ланге: естественнонаучная ориентация y. Главный оппонент Челпанова. Создал первую университетскую лабораторию экспериментальной y. Цель – это развитие y как объективной науки. Субъективному методу противопоставил понятие о психическом мире – от низших животных до человека.

Русский путь в науке о поведении. И.М.Сеченов – основатель науки о поведении. Он придал иное значение слову "рефлекс". Доказал, что поведение в целом рефлекторно. Считал, что психическая д-ть строиться по тиру условных рефлексов, включая в себя восприятие среды, переработки инфо и ответную реакцию двигательного аппарата. И.П.Павлов – создатель учения об условно-рефлекторной деятельности. Им создана международная школа. Ввел понятие "условный рефлекс". Ввел понятие о двух сигнальных системах.

Объективная y Бехтерева. Разрабатывал объективную как y поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, но не отвергал сознание как предмет y.Это два дополняющих друг друга метода. Но рефлексология не может заменить y, потому что невозможно вычислить логически конкретное многообразие изучаемых психологией фактов только из формул и законов теории рефлексов. А.А.Ухтомский – учение о доминанте. Ввел понятие о доминанте, как принципе работы о нервных центрах Пытался дать научное объяснеие соц. природе человеч. психики, кот. порождается др. людьми и включ. в культ. ценности.

Пути развития отечественной y в 20-50 годы 20 в. Реактология Корнилова Попытка разрешить конфронтацию между объективным и субъективным методом. Основной элемент психики – это реакция. Она измеряется объективно, но за этим внешним движением скрыта деятельность сознания. Предложил изучать психические процессы в качестве реакций – восприятие, памяти, воли и т.д. Но фактически экспериментальная работа свелась к изучению скорости и силы мышечных реакций. Л.С.Выготский: теория высших психических функций. Предмет психологи – история поведения, включающая различные стадии и уровни субъектных состояний р-ка, эволюцию жизни р-ка. Плюс, принцип деятельности (Басов)

Страницы: 1 2 


Предмет и задачи психологии туда
Психология труда – это отрасль псих. науки, которая изучает закономерности формирования и проявления псих. активности человека в различных видах труда и разрабатывает практические рекомендации по псих. обеспечению эффективности и безопасности труда. Предметом труда является субъект труда. Сам субъект обычно рассматривается как «носител ...

Брентано: психология как изучение интенциональных актов
Одновременно с Вундтом философ Франц Брентано предложил свою программу новой психологии. Она излагалась в его работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874). Предметом психологии, гак же как у Вундта, считалось сознание. Однако его природа мыслилась иной. Согласно Брентано область психологии - это не содержание сознания (ощущен ...

Профилактика нарко- и токсикомании среди учащихся
Химическая зависимость( наркомания, токсикомания)- это проявление аддиктивного (зависимого) поведения, обусловленное употреблением психоактивных веществ. Профилактика различных видов химической зависимости включает в себя диагностику; сбор и анализ информации; информирование; обучение; содействие в решении социальных и психо-логических ...