RSS Feed

Планирование научного исследования и составление отчета
Страница 1

Психология » Основы психологии » Планирование научного исследования и составление отчета

Научное исследование – это способ постижения истины. Это исследование основано но норме д-ти – научном методе. Его осущ-е предполагает осознание и фиксацию цели, ср-в исслед-я, ориентацию исслед-я на воспроизведение результата. Различают эмперич. и теоретическое исследование, но – большинство теоретико-эмпирическое.

Виды исследования:

· фундаментальное – направлено на познание реальности без практического эффекта от применения знания; прикладное – проводиться в целях получения знания, кот. д.б. использовано для решения конкретной задачи;

· монодисциплинарное - в рамках одной научной дисциплины;

· междисциплинарное – участвуют специалисты разных областей, проводится стыке нескольких научных дисциплин;

· однофакторные – выявление наиболее существенного параметра;

· комплексные – проводятся с помощью системы методов и методик, посредством кот. стремятся охватить максимальное число значимых параметров.

По целям исслед-я выделяют: поисковое – попытка решения проблемы, кот. никто не ставил и не решал ранее подобным методом; критическое – проверяется в целях опровержения существующей теории, гипотезы, или для поверки того, какая из 2-х гипотез точнее; уточняющее - для установления границ, в пределах которых работает теории;воспроизводящее - точное повторение эксперимента для определения достоверности и надежности. Научное исследование проводится в несколько этапов. Часть из них является обязательными, часть - в некоторых случаях может отсутствовать.

1) постановка задачи (определения его темы, работа с научной литературой, анализ информации);

2) формулировка гипотезы (выбор объекта, уточнение предмета исследования, выбирается место и время его проведения, определяется порядок экспериментальных проб);

3) проведение эксперимента: (подготовка эксперимента (исслед-ль готовит экспериментальное помещение и оборудование), инструктирование и мотивирование испытуемых, экспериментирование, фиксация результатов);

4) первичный анализ данных (мат. обработка, интерпретация, обобщение, проверка гипотезы);

5) подтверждение или опровержение гипотезы (если опровержение – то необходимо сформулировать новую гипотезу).

Требования к науч. исслед-ю:

1) полученный результат не д. зависеть от времени;

2) исслед-ль д.б. убежден, что найденная им закономерность справедлива для психологич. процессов людей разных культурных сред;

3) последовательность этапов д.б. одной и той же;

4) научный рез-т не д. зависеть от личности исследователя (его мотивов, намерений, интуиции и т.п.), т.е. научный результат д.б. объективен.

Эти требования относятся к идеальному исслед-ю и его идеальному результату. Т.о. реальное исследование не может полностью соответствовать идеальному, но научный метод должен давать результат приближенный к идеальному. В ходе "реального исслед-я" исслед-ль принимает во внимание часть реальности, абстрагируясь от ее других сторон. Эта часть – "исследуемая реальность" – является предметом исследования. Соответствие реального исследование идеальному - внутренняя валидность. Соответствие реального исследование изучаемой объективной реальности - внешняя валидность. Отношение реального исследования к реальности – теоретическая (прогностическая валидность).

Планирование исслед-я - центральный этап всей процедуры. Оно необходимо для обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента.

Интерпретация результатов. Итог любого исслед-я – преобразование"сырых" данных в решение об обнаружении явления, о статистической связи или причинной зависимости. Подтверждение/опровержение статистической гипотезы о значимости обнаруженных сходств/различий, связей д.б. интерпретировано как подтверждение/опровержение экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза – для организации эксперимента, а статистическая – для сравнения регистрируемых параметров, т.е. для математической интерпретации данных. Как правило, исследователь пытается подтвердить гипотезы о различиях поведения контрольной и экспериментальной группы. Нуль-гипотеза – гипотеза о тождественности групп. При статист. выводе возможны различные варианты решений.

Иссле-ль м. принять/опровергнуть нуль-гипотезу, но она м.б. объективно верной или ложной. Т.о. 4 исхода:

1) принятие верной нуль – гипотезы;

2) отвержение верной нуль – гипотезы;

3) принятие ложной нуль – гипотезы;

4) отвержение ложной нуль – гипотезы.

Страницы: 1 2


Факторы организационного поведения
На поведение человека в организации оказывают большое влияние цели, которые он преследует, условия в которых разворачиваются его действия, его реальные возможности, ценностные ориентации, настроение и ряд других факторов. Однако при всем разнообразии влияющих на поведение человека факторов, можно выделить некоторые общие детерминанты. ...

Невербальная коммуникация
Метод восприятия фотографий незнакомых людей (что замечает в фотографиях). Можно использовать картинки для выявления стереотипов. Метод получения субъективных портретов. ...

Личностные (индивидуальные) детерминанты агрессивности
Некоторые люди склонны поступать одинаково, независимо от того, когда возникает возможность проявления агрессии. Если им предоставляется свобода делать в данной ситуации то, что они хотят, очень вероятно, что эти люди в ряде случаев поведут себя одинаково. Они попытаются причинить кому-то боль, если имеют скрытую предрасположенность к а ...