Общие представления о памяти. Процессы памяти. Физиологические основы
памяти. Классификации памятиСтраница 2
Память – необходимое условие единства человеческой психики, нашей психической идентичности.
Основные хар-ки памяти:
объем (7+-2) (общая хар-ка, характеризует возможности запоминания и сохранения инф-ции), быстрота воспроизведения (характеризует способ-ть чел воспроизводить инф-цию – одни это делают быстро, др медленно), точность воспроизведения (способ-ть чел точно сохранять и точно воспроизводить инф-цию), длительность сохраненения (способ-ть чел удерживать опред время необходимую инф-цию), готовность воспроизвести инф-цию (реминисценция).
Уровни: (как долго сохраняется информация):
1. непосредственный, или сенсорный уровень. Удерживает данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувст на Ур. рецепторов. Длит-ть сохр-я 0,1-0,5 с.
2. кратковременная память – может контролироваться человеком. Обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего инф. забываетя или переходит в долговременную. Объем 7плюс,минус 2.
3. долговременная – обеспечивает длит.хран. инф. Бывает 2 типов: с сознательным доступом (т.е. чел. может по своей воле извлечь инф.); закрытая (чел.в естеств. условиях не имеет к ней доступа, алишь при гипнозе)
Оперативая память – вид пам., проявляющийся в ходе выполнения опред. деят-ти, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для текущей деят-ти.
Помежуточная память – обесп. сохр. инф. В теч. неск. часов, накапливает информацию в теч. дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации инф., переводя ее в ДП.
Для ДП с сознательным доступом свойствееа закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, иногда и нужное.
Забывание м.б.полным и частичным, длительным и временным. При полном забывании материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда он узнает, но не может воспроизвести. Временное забывание физиологи объясняют торможением временных нервных связей, Полное – их угасанием. Исследования процесса забывания выявили особенность: наиболее точное и полное воспроизведение сложного и обширного материала происходит обычно не сразу, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией.
Забывание
– невозможность восстановить ранее воспринятую инф-цию, стирание следов, естественный процесс. Подобно сохранению и запоминанию, оно имеет избирательный хар-р. Физиол основа забывания – торможение временных связей при отсутствии их подкрепления. Забывается прежде всего то, что не имеет для чел жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потреб-тям (проактивное торможение
– то, что происходит в данный момент тормозит последующее восприятие и действие) и (ретроактивное торможение
– то, что происходит в данный момент тормозит то, что воспринималось ранее). М.б. полное, частичное, длительное, временное. Реминисценция– отсроченное воспроизведение лучше чем непосредственное.
Проблема методологии возрастной психологии. Методологические
основы изучения психологии человека
Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.
Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность ...
«Эмоциональное выгорание», как проявление профессиональной деформации личности
Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми (сотрудников правопорядка, врачей, педагогов, социальных работников и т. д.). Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности ...
Описание методик (цель, инструкция)
1. Социометрическая методика Р. Жиля
Цель: определить социометрический статус, социовалентность каждого ученика, взаимность выборов, уровень конфликтности во взаимоотношениях учащихся. Детям даются рисунки:
Инструкция: Подумай, кого из ребят ты пригласишь к себе на день рождения. Посади приглашенных на стулья вокруг стола, напиши их и ...