Общие представления о памяти. Процессы памяти. Физиологические основы
памяти. Классификации памятиСтраница 1
Память – психический процесс, который заключается в отражении прошлого опыта путем его организации и сохранения. Заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Память связывает прошлое с настоящим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память – основа психической деятельности.
Физиол основой П
является образование и закрепление временных связей в коре г/м (следы бывших ранее н/процессов, сохраняющихся в КБП г/м в рез пластичности н/с). Временные связи являются отражением реальной связи предметов, явлений действительности (ассоциации – основной механизм П
: м.б. простые-сложные). П
лежит в основе способ-тей чел, является условием научения, преобразования знаний, формирования умений и навыков. П
есть у всех живых сущ-в, но наиб высокого уровня своего развития она достигает у чел.
Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали раньше, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то действовавших на органы чувств. Представления воображения – это представления о предметах, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались.
В основе памяти лежат ассоциации (или связи). Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Потом по одному из этих предметов мы можем вспомнить второй. Запомнить – вязать что-то, что требуется запомнить, с ем-то уже известным, образовать ассоциацию.
С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают ассоциации:
- по смежности – объединяет 2 явления, связ.во времени или пространстве.
- по сходству – связывает 2 явленияы, имеющих сходные черты;
- по контрасту – связ.2 противополож. явления.
- по смыслу – связ.2 явлен, кот. в действит-ти постоянно связаны: часть и целое, род и вид.
Для образования временной связи требуется повторное совпадение двух раздражителей во времени, для образования ассоциаций требуется повторение.
Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение.
Виды памяти: Непроизвольная.
Эффективность зависит от приемов заучивания:
а) механическое дословное повторение – механическая память – основ. на повторении материала без осмысливания;
б) логический пересказ: логич. осмысл. материала, систематизация, выдел. гл. логич. компонентов инф-ции, пересказ своими словами – логическая память (смысловая) – основ. на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.
в) образные приемы - перевод информации в образы, графики, схемы) – работает образная память: зрительная, слуховая, моторно-двиг., вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная.
г) мнемотехнические приемы – спец.приемы для облегчения запоминания: ассоциации, прием группировки, рифм и ритма, акростих, логический, метод локуса.
Бихевиоральное направление в психологии. Поведение как предмет
психологического изучения. Проблема объективности в психологии
Бихевиоризм – наука о поведении, т.е. о совокупности наблюдаемых эффекторных, преимущественно двигательных реакций. Основоположник – Уотсон.
Задача психологии – исследование поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей среде.
Цель: открыть средства контроля за поведением.
Формы поведения: внешние и внутренние (реакции слаб ...
Психологическое консультирование детей «группы
риска»
К «группе риска» относится категория детей, которые обладают слабой сопротивляемостью к факторам социального риска в силу возрастных и психологических особенностей.
Они объективно (добровольно или нет) находятся в зоне реального или потенциального риска, проявляют различные формы социальной дезадаптации, выражающейся главным образом в ...
Основные психологические теории и их взаимосвязь
Структура личности по Фрейду (Психоаналитические теории личности)
Теория сексуального развития 3. Фрейда
Защитные механизмы по Фрейду
Бихевиоризм
Поведенческая концепция Б. Скиннера
Типология поведения по Макгвайру
Когнитивные теории личности
Иерархия потребностей А. Маслоу
Самоактуализация личности
Трансперсональная психология ...