RSS Feed

Понятие о внимании. Виды внимания. Нейрофизиологические основы внимания. Свойства внимания
Страница 1

Психология » Основы психологии » Понятие о внимании. Виды внимания. Нейрофизиологические основы внимания. Свойства внимания

Основные определения внимания.

В. Вундт: внимание – субъективная сторона явлений сознания, апперцепция – их объективный результат. Внимание - процесс апперцепции, сопровождаемый чувством внутреннего усилия. Э. Титченер: внимание – сенсорная ясность. Джемс: внимание – пристрастное, осуществляемое посредством умственной деятельностью, обладание в ясном и четком виде одним из нескольких одновременно возможных рядов мысли (селекция). Внимание – необходимый универсальный психический процесс, оно есть везде, но его содержание и специфику выделить очень трудно. Внимание – наличие особой активности субъекта, оснащенной специальными средствами и связанной с усилием субъекта. В. всегда подразумевает активность.

Внимание – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Без него восприятие невозможно.

Природа и сущность внимания вызывают разногласия в психологии. Некоторые специалисты сомневаются в существовании внимания как особой самостоятельной функции, считают его только стороной или моментом других психических процессов. Но открытие нейронов внимания, клеток-детекторов новизны, изучение особенностей функционирования ретикулярной формации и образования доминант, являющихся физиологическим коррелятом внимания, позволяет утверждать, что оно представляет собой психическое образование, структуры которого анатомически и физиологически относительно независимы от сенсорных процессов. Внимание не обнаруживается в "чистом виде", функционально оно всегда "внимание к чему-либо". Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние характеризующее динамические особенности познават. процессов. Внимание и обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающий через органы чувств.

В отл. от др. познават. проц., внимание своего особого содержания не имеет. Оно проявл-ся как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Характеризует динамику протекания этих процессов.

Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Функции:

1. отбор значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, присущих данной деятельности, воздействий и игнорирование (торможение, устранение) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий.

2. функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не будет достигнута цель.

3. регуляция и контроль протекания деятельности.

Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). Выделяют зрительное, слуховое сенсорное внимание.

Объект интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли.

Согласно Павлову и Ухтомскому, явления внимания связаны с повышением возбудимости определенных мозговых структур в результате взаимодействия процессов возбуждения и торможения. Павлов: в каждый момент времени в коре имеется какой-либо участок, характеризующийся наиболее благоприятными, оптимальными условиями для возбуждения. Этот участок возникает по закону индукции нервных процессов, в соответствии с которыми нервные процессы, концентрирующиеся в одной области коры г.м., вызывают торможение в других ее областях.

Ухтомский: в мозгу всегда имеется доминирующий, господствующий очаг возбуждения. Доминанта – констелляция центров с повышенной возбудимостью. Доминанта не только подавляет вновь возникающие очаги возбуждения, но и способна привлекать к себе слабые возбуждения и благодаря этому усиливаться за их счет. Является устойчивым очагом возбуждения.

Страницы: 1 2 3


Понятие о синдроме профессионального выгорания
В 1981 году Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки». Какие работники составляют группу риска в том случае, когда мы говорим о профессиональном выгорании? При ответе н ...

Интерпретация результатов
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: · 9 и менее баллов - не сложившийся симптом, · 10-15 баллов - складывающийся симптом, · 16 -20 баллов - с ...

Анализ и интерпретация полученных результатов
Проведя констатирующий эксперимент с детьми 6-7 лет, мы получили результаты по каждому заданию. В первом задании детям предлагалось нарисовать в ряд 10 кружков и заштриховать слева направо третий, шестой, девятый кружки. Некоторые работы детей представлены в Приложении. По итогам первого задания из 20 детей 11 имеют высокий уровень в ...