Иерархическая модель развития индивидуальностиСтраница 3
- интенсивность взаимодействия – готовность человека к энергозатратам.
- устойчивость взаимодействия – показывает временные параметры взаимодействия человека со средой (в старости у людей друзья с детства)
- широта – масштаб взаимодействия человека со средой (человек одновременно работает в 5 местах, масса знакомых)
- включенность во взаимодействие – мера эмоциональной вовлеченности.
Принципы диф-психол. анализа
1. Принципы формального подхода: анализ требует проведения тонкого различия между такими индивидуальными характеристиками, которые являются типичными, стабильными и воспроизводимыми и теми характеристиками, которые являются случайными, изменчивыми, хотя и определяют индивидуальное своеобразие. Изучения яркой инд-ти не проводится. К формальным характеристикам инд-ти относятся: энергетические (активность, интенсивность, скорость, псластичность) и регулятивные (эмоц. чувствит-ть, фон настроения, тип реагирования в слож. сит.) Характер, кроме формальных характеристик, включает в себя и содержания. Содержат. х-ки мы оцениваем, формальные – нет.
2. Интегральный анализ. Изучение любой формальной характеристики должно проводиться через все уровни иерархической модели инд-ти.
3. Принцип взаимосвязи интра- и интериндивидуальных закономерностей. Интра – внутренние закономерности, интер – между инд. Интра – результат интериндивидуальных взвамодействий.
4. Принцип взаимодействия эндо- и экзофакторов.
3 типа зависимости (Пломин):
Он изучал особенности развития детей в разных семьях.
1) Пассивный характер связи. Члены одной семьи имеют одинак. наследственность и общую среду (близнецы)
2) Реактивный. Генотип определяет особенности среды. Врожденные особенности ребенка предопределяют отношение к нему родителей, широкого окружения и, следовательно, формируют определенные черты инд-ти.
3) Активный. Взрослые сознательно и целенаправленно создают среду, которая наилучшим образом соответствует генотипу.
5. Принцип статистической оценки изучаемых явлений.
Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского
Вся научная деятельность Л. С. Выготского была направлена то, чтобы психология смогла перейти "от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности". Он ввел новый - экспериментально-генетический метод исследования психических явлений, так как считал, что "проблема метода ес ...
Определения понятия «способности».
Прежде чем освятить вопрос способностей, стоит дать их определение:
Способности – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от др., определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам ...
Направления работы клинического психолога с зависимыми от наркотиков и ПАВ
Основная проблема психологической работы с наркоманами заключается в ответе на вопрос: что можно сделать, чтобы они прекратили принимать наркотики? Психолог должен знать, что среди наркоманов есть три категории лиц:
- те, кто могут, но не хотят покончить с употреблением наркотиков;
- те, кто хотят, но сами не могут отказаться от одурм ...