Иерархическая модель развития индивидуальностиСтраница 3
- интенсивность взаимодействия – готовность человека к энергозатратам.
- устойчивость взаимодействия – показывает временные параметры взаимодействия человека со средой (в старости у людей друзья с детства)
- широта – масштаб взаимодействия человека со средой (человек одновременно работает в 5 местах, масса знакомых)
- включенность во взаимодействие – мера эмоциональной вовлеченности.
Принципы диф-психол. анализа
1. Принципы формального подхода: анализ требует проведения тонкого различия между такими индивидуальными характеристиками, которые являются типичными, стабильными и воспроизводимыми и теми характеристиками, которые являются случайными, изменчивыми, хотя и определяют индивидуальное своеобразие. Изучения яркой инд-ти не проводится. К формальным характеристикам инд-ти относятся: энергетические (активность, интенсивность, скорость, псластичность) и регулятивные (эмоц. чувствит-ть, фон настроения, тип реагирования в слож. сит.) Характер, кроме формальных характеристик, включает в себя и содержания. Содержат. х-ки мы оцениваем, формальные – нет.
2. Интегральный анализ. Изучение любой формальной характеристики должно проводиться через все уровни иерархической модели инд-ти.
3. Принцип взаимосвязи интра- и интериндивидуальных закономерностей. Интра – внутренние закономерности, интер – между инд. Интра – результат интериндивидуальных взвамодействий.
4. Принцип взаимодействия эндо- и экзофакторов.
3 типа зависимости (Пломин):
Он изучал особенности развития детей в разных семьях.
1) Пассивный характер связи. Члены одной семьи имеют одинак. наследственность и общую среду (близнецы)
2) Реактивный. Генотип определяет особенности среды. Врожденные особенности ребенка предопределяют отношение к нему родителей, широкого окружения и, следовательно, формируют определенные черты инд-ти.
3) Активный. Взрослые сознательно и целенаправленно создают среду, которая наилучшим образом соответствует генотипу.
5. Принцип статистической оценки изучаемых явлений.
.Концепция Д. Б.
Эльконина
Д. Б. Эльконин сделал исключительное по своей психологической глубине и прозорливости предположение. Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла!), а затем операционально-технической; в развитии можно наблюдать чередо ...
Выявление, развитие и совершенствование юных
талантов
В последние годы задача выявления и развития талантливых детей определена как приоритетная, хотя об успехах говорить рано. В Германии, например, это объясняется особыми причинами. Еще в недавнем прошлом, при нацизме, в Германии усиленно пропогандировалась теория о неравенстве рас, об «элитарности», особой исторической миссии германской ...
Роль установок в запоминании в концепции Сергея Леонидовича Рубинштейна. Задачи психологического исследования в понимании Сергея
Леонидовича Рубинштейна
Рубинштейн, выявив ключевую проблему, без решения которой кризис не мог быть преодолен, – проблему сознания и деятельности, сумел вскрыть внутреннюю связь этих категорий благодаря раскрытию их единства через категорию субъекта.
Таким образом, связь сознания и деятельности не просто постулируется, а раскрывается. Небезынтересно отметить ...