RSS Feed

Иерархическая модель развития индивидуальности
Страница 2

Психология » Основы психологии » Иерархическая модель развития индивидуальности

Шелдон пришел к выводу о существовании трех "соматотипов". Классификация производилась только на здоровых людях, в основу было положено соотношение видов тканей организма, развивающихся из трех зародышевых слоев: эндодермы, мезодермы, эктодермы.

Эндоморфный тип – (преувеличенно развивается внутренний зародышевый слой, из которого формируются внутренние органы и жировые ткани) отличается круглой головой, крупными размерами внутренних органов, сферической формой тела, мягкостью тканей, тонкими руками и ногами, неразвитыми костями и мышцами, отложениями жиров.

Мезоморфный – (преимущественное развитие среднего зародышевого слоя, из кот. формируются скелет, мускулы) – широкие плечи, грудная клетка, мускулистые руки и ноги, минимальное количество жира, мощная голова.

Эктоморфный (развитие внешнего зародышевого слоя, из кот. формируется нервная система и мозг) – худой, вытянутое лицо, тонкие длинные руки и ноги, слабая мускулатура, хорошо развита нервная система.

Ананьев называл конституциональный фактор индивидуальности первичным и определяющим особенности всех последующих уровней.

Уровень индивида: половые особенности, возрастные, нейродинамические особенности (темперамент), природные особенности организации психических процессов (ощущение, восприятие, память и т.д.). Все индивидуальные харатеристики имеют биологическую природу, к ним не применяются содержательно-оценочные критерии (хорошо-плохо).

Не все ученые соглашаются с необходимостью выделений индивидуальных свойств в особый класс. Отечественная психология выделяет этот класс, зарубежные психологи индивидные свойства рассматривают в совокупности с личностными. (темпераментные относят к личностным).

Уровень личности Большинство авторов под личностью понимают психосоциальную сущность человека. В понятии "личность" фиксируется факт принадлежности человека в социуме. Личность – лицо человека в обществе. Особенности: характер, способности, направленность. Высшими уровнями направленности являются ценности и идеалы (=мировоззрение).

Уровень индивидуальности – интегральная биопсихосоциальная характеристика человека.

2 мнения: 1) инд-ть является качественно новой характеристикой, описывающей интегральный способ проявления человеком себя в окружающем мире. 2) рассматривают инд-ть как то, что суммирует все нижележащие уровни.

Выделяют 2 класса характеристик интегральной инд-ти:

1. Содержательные характеристики:

- адаптивность – способность субъекта перестраиваться в соответствии с требованиями изменяющейся среды. (школьник стал студентом, девушка вышла замуж)

- компенсаторность – способность субъекта сохранять сбалансированное функционирование (не выходить из равновесия) не смотря на наличие непривычных условий деструктивных факторов).

- оптимальность – возможность достижения субъектом максимальных результатов при минимальных энергетических затратах.

- результативность – способность субъекта достигать поставленных задач.

2. Формально-динамические характеристики – отражают особенности взаимодействия субъекта с окружающей средой.

Страницы: 1 2 3


Постановка проблемы установки в психологической концепции Дмитрия Николаевича Узнадзе
Нас интересует, что же представляет собой конкретно эта досознательная ступень психического развития. Этот вопрос — существенный и важный для психологической науки — может быть разрешен лишь на базе конкретного психологического исследования. Однако до настоящего времени на это не обращали должного внимания, и среди достижений нашей наук ...

Исследование невербального мышления дошкольников без речевых патологий и с общим недоразвитием речи. Цель и задачи исследования
Цель настоящего исследования: выявление уровня сформированности и особенностей невербального мышления у дошкольников без речевых патологий и дошкольников с ОНР третьего уровня. Гипотеза настоящего исследования: уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления дошкольника с общим недоразвитием речи имеет отклонения о ...

Проявление кризиса в поведении ребенка
Один из главных симптомов [2,7,10,11] кризиса семи лет – кривляние, манерность, непослушание. Ребенок становится неуправляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет на открытый конфликт. В целом, все кризисы похожи друг на друга. Как подростковый кризис, так и кризис трех или семи лет, все они выра ...