RSS Feed

Понятие о способностях. Общая характеристика способностей. Классификация способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Диагностика способностей
Страница 1

Психология » Основы психологии » Понятие о способностях. Общая характеристика способностей. Классификация способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Диагностика способностей

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих ЗУН не сводятся. По отношению к ЗУН способности человека выступают как некоторая возможность (приобретения ЗУН). А приобретение ЗУН зависит от множества условий. Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности – не гарантия того, что он станет музыкантом. Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Способности обнаруживаются не в ЗУН, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е.в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее ЗУН.

Качественная характеристика способностей:

С. – сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успех деятельности, как набор "переменных величин", позволяющий идти к цели разными путями. В основе одинаковых или сходных достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать сочетания весьма разных способностей. (компенсация одних свойств другими).

Выгодский указывал, что если ребенок не решает задачу, то этот факт еще не говорит о его способностях. Это может свидетельствовать о том, что ребенок не имеет соответствующих ЗУН и поэтому не может найти нужное решение самостоятельно. Однако умственное развитие ребенка происходит не само собой.ю а в процессе обучения, т.е.в постоянном общении со взрослыми. Поэтому то, что ребенок не может сделать сам, он может сделать с помощью взрослого. А следовательно, завтра он сумеет научиться работать самостоятельно. Метод оценки способностей – изучение расхождения между результатами самостоятельного решения и решения с помощью взрослого – метод определения зоны ближайшего развития.

По Теплову, СПОСОБНОСТИ – это совокупность индивидуально-психологических особенностей, отличий одного человека от другого, которые обеспечивают успешное овладение и осуществление определенных видов деятельности и при этом не сводится к имеющимся знаниям, умениям и навыкам.

Признаки:

1. индивидуально-психологические особенности (имеют психологическую природу, диапазон индивидуальных различий).

2. связь способностей с успешным осуществлением деятельности

(этот признак ограничивает круг идивидуально-психологических особенностей человека только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности.

3. несводимость способностей к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам выполнения определенного вида деятельности. Способности обеспечивают быстроту и легкость приобретения соответствующих ЗУН.

Недостаток теории Теплова: на осуществление деятельности оказывают влияние цель, мотивация, и т.д. – это упускается.

По Шадрикову, понятие "способности" характеризует свойства вещи, но способности нетождественны любому свойству вещи, а только такое, которое обеспечивает эффективность реализации вещью некоторых функций. (Атом способен делиться).

Поэтому способности можно определить как функциональное свойство или совокупность свойств вещи.

Способности – это свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции (ощущать, воспринимать, мыслить, представлять, запоминать).

Способности, как свойства, проявляются в процессе деятельности и могут менять меру своей выразительности у каждого конкретного индивида.

В обычной жизни способности выступают как характеристики конкретного человека, но поскольку каждый человек индивидуален, то развиваются и выражены по-разному.

Роль наследственности в развитии способностей.

Задатки (по Теплову) – врожденные анатомо-физиологические особенности н.с. или мозга, которые составляют природные предпосылки развития способностей. (особенности строения слухового, зрительного анализатора и т.д.)

Согласно Теплову, существует различие понятий "наследственный" и "врожденный". Наследственный – признак получен наследственным путем, или через генотип. Врожденный – признак, присущий человеку с первого дня жизни. Понятие "врожденный" шире, чем понятие "наследственный".

Страницы: 1 2


Термины
ИНДИВИД — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — своеобразное сочетание индивидных (см. индивид) свойств человека, отличающее его от других людей. ЛИЧНОСТЬ — понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств ч ...

Злокачественные новообразования
Имеются свидетельства того, что смертельные заболевания (например, рак) увеличивают риск совершения самоубийства. Степень риска выше всего в следующих случаях: у мужчин; вскоре после установления диагноза (в течение первых пяти лет); когда пациент получает химиотерапию. ...

Психоанализ: история и современность. Теоретические и исторические аспекты
Психоанализ (душа, разложение, расчленение) – совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенности переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; направление созданное З. Фрейдом и его последователями. Психотерапия (душа, уход, лечение) – комплексное лечебное вербальное и невербальное возд ...