RSS Feed

Понятие о способностях. Общая характеристика способностей. Классификация способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Диагностика способностей
Страница 2

Психология » Основы психологии » Понятие о способностях. Общая характеристика способностей. Классификация способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Диагностика способностей

Задатки выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, т.е.способности формируются на основе задатков. Но развитие способностей осуществляется в процессе какой-либо практической или теоретической деятельности. Нельзя утверждать, что способность существует до того, как началась деятельность. До этого существует задаток. Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности.

По Шадрикову, свойства нейронов и нейронных модулей, или групп нейронов, из которых состоит та или иная функциональная система, называется задатками.

И способности, и задатки являются свойствами. Способности – свойствами функциональных систем, а задатки – свойствами отдельных элементов этих систем.

При таком понимании соотношения, способности не формируются из задатков. Развиваются сами функциональные системы. В результате такого развития изменяются их свойства.

Виды способностей:

По Теплову, общие и специальные.

Общие обеспечивают успешное овладение и осуществление различных видов деятельности (умственные).

Специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным специальным видам деятельности и могут быть классифицированы на математические, художественные, музыкальные и т.д.

Шадриков классифицирует по характеру познавательных процессов и выделяет следующие виды способностей: способности ощущения (свойства сенсорной системы, функцией которой является отражение предметов и явлений); способности восприятия ( свойства перцептивной системы, функцией которой является отражение предметов и явлений в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств); способности памяти (свойства мнемических процессов, функцией кот.является отражение прошлого опыта субъекта: запоминания, сохранения и воспроизведения); способности представления и воображения (реализ.функцию воссоздания и преобразования образов предметов или явлений в данный момент не воздействующих на органы чувств; способности мышления (реализ.функцию отражения объективного мира в связях и отношениях между объектами); способности внимания (реализ.фунцию организации психических процессов); психомоторные способности (реализ.функцию объективацию всех форм психич.отражения в движениях);

Отдельно выделяют духовные способности – свойства, которые позволяют человека создавать и осваивать духовные творения.

Интеллектуальные способности – свойства интеллекта, которые характеризуют успешность интеллектуальной деятельности.

Конвергентные способности проявляются в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного ответа в регламентированных условиях деятельности.

Дивергентные способности - интеллектуальные способности, которые проявляются в готовности выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного объекта.

Креативность – способность человека к порождению оригинальных идей и использованию нестандартных способов интеллектуальной деятельности.

Способности и одаренность

Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно о объективно новых идей, использование нестандартных подходов к решению проблем и открытию инноваций. Одаренность существует к чему-либо.

От одаренности зависит не успех выполнения какой-либо деятельности, а возможность достижения этого успеха. Для успешного выполнения какой-либо деятельности требуется не только даренность (наличие соотв.сочет. способностей), но и облалание необходимыми ЗУН.

Диагностика

Тесты общих способностей:

· Векслера

Шкалы: 11 субтестов: 6 вербальные: осведомленность, понятливость, арифметический субтест, сходство, повторение цифр, словарный субтест и 5 невербальных: шифрование цифр недостающие детали кубики Коса, последовательные картинки, составление фигур.

· Тест структуры интеллекта Амтхауэра, Прогрессивные матрицы Равенна, Школьный тест умственного развития:Тест КОТ (кратки ориентировочный тест)

Страницы: 1 2 


Теории эмоций в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.С. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.К. Анохин)
Психические процессы представляют собой специфический продукт деятельности мозга, - продукт, сущность которого заключается в отражении окружающей действительности. «Продукт» в данном понимании - нечто субстанциональное. Это особого рода функциональные состояния. Эмоциональные процессы - один из видов этого состояния. Отечественные психол ...

Анализ психического содержания кризиса 7 лет в теории развития Л.С. Выготского
Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая–то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник. В последнее время появился ряд исследований, посвященных этому возрасту. Результаты исследований схем ...

Методы выявления конфликта и конфликтности
Посмотрите на изображенные фигуры и опишите их соотношения друг с другом. Что вам бросилось в глаза? Заметили ли вы, что все фигуры подобны, т.е. что все они овалы, или вы заметили, что две из них вытянуты по вертикали, а одна по горизонтали? В сущности, важно то, что вы старались обнаружить: их сходство или их различие. Человек, ск ...