RSS Feed

Понятие о способностях. Общая характеристика способностей. Классификация способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Диагностика способностей
Страница 2

Психология » Основы психологии » Понятие о способностях. Общая характеристика способностей. Классификация способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Диагностика способностей

Задатки выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, т.е.способности формируются на основе задатков. Но развитие способностей осуществляется в процессе какой-либо практической или теоретической деятельности. Нельзя утверждать, что способность существует до того, как началась деятельность. До этого существует задаток. Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности.

По Шадрикову, свойства нейронов и нейронных модулей, или групп нейронов, из которых состоит та или иная функциональная система, называется задатками.

И способности, и задатки являются свойствами. Способности – свойствами функциональных систем, а задатки – свойствами отдельных элементов этих систем.

При таком понимании соотношения, способности не формируются из задатков. Развиваются сами функциональные системы. В результате такого развития изменяются их свойства.

Виды способностей:

По Теплову, общие и специальные.

Общие обеспечивают успешное овладение и осуществление различных видов деятельности (умственные).

Специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным специальным видам деятельности и могут быть классифицированы на математические, художественные, музыкальные и т.д.

Шадриков классифицирует по характеру познавательных процессов и выделяет следующие виды способностей: способности ощущения (свойства сенсорной системы, функцией которой является отражение предметов и явлений); способности восприятия ( свойства перцептивной системы, функцией которой является отражение предметов и явлений в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств); способности памяти (свойства мнемических процессов, функцией кот.является отражение прошлого опыта субъекта: запоминания, сохранения и воспроизведения); способности представления и воображения (реализ.функцию воссоздания и преобразования образов предметов или явлений в данный момент не воздействующих на органы чувств; способности мышления (реализ.функцию отражения объективного мира в связях и отношениях между объектами); способности внимания (реализ.фунцию организации психических процессов); психомоторные способности (реализ.функцию объективацию всех форм психич.отражения в движениях);

Отдельно выделяют духовные способности – свойства, которые позволяют человека создавать и осваивать духовные творения.

Интеллектуальные способности – свойства интеллекта, которые характеризуют успешность интеллектуальной деятельности.

Конвергентные способности проявляются в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного ответа в регламентированных условиях деятельности.

Дивергентные способности - интеллектуальные способности, которые проявляются в готовности выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного объекта.

Креативность – способность человека к порождению оригинальных идей и использованию нестандартных способов интеллектуальной деятельности.

Способности и одаренность

Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно о объективно новых идей, использование нестандартных подходов к решению проблем и открытию инноваций. Одаренность существует к чему-либо.

От одаренности зависит не успех выполнения какой-либо деятельности, а возможность достижения этого успеха. Для успешного выполнения какой-либо деятельности требуется не только даренность (наличие соотв.сочет. способностей), но и облалание необходимыми ЗУН.

Диагностика

Тесты общих способностей:

· Векслера

Шкалы: 11 субтестов: 6 вербальные: осведомленность, понятливость, арифметический субтест, сходство, повторение цифр, словарный субтест и 5 невербальных: шифрование цифр недостающие детали кубики Коса, последовательные картинки, составление фигур.

· Тест структуры интеллекта Амтхауэра, Прогрессивные матрицы Равенна, Школьный тест умственного развития:Тест КОТ (кратки ориентировочный тест)

Страницы: 1 2 


Роль установок в запоминании
Сергей Леонидович Рубинштейн отмечал, что в ассоциативных, смысловых и структурных связях проявляется по преимуществу роль материала. Но запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения к нему личности. Это отношение обусловлено направленностью личности - ее установками, интересами и той ...

Психологическая установка, как один составляющих аспектов (системообразующий фактор) бессознательного в понимании общей концепции Дмитрия Николаевича Узнадзе в работах его учеников
Широкую известность получила выдвинутая и разработанная Дмитрием Николаевичем Узнадзе, его учениками и сотрудниками концепция психологии установки. Как справедливо отметил Д.Н. Узнадзе - установка есть неосознанное состояние, предваряющее и определяющее развертывание любых форм психической деятельности. Установка выступает как состояни ...

Супружеская галантность
Супружескую галантность можно назвать важнейшей составляющей этикета. По мнению польского журналиста Яна Камычека, это— «особое искусство». Среди мужчин распространено ошибочное мнение о том, что галантность по отношению к собственной супруге могут расценить как признак царящего в семье матриархата. В результате этого часто возникает п ...