Воля как объект психологического исследования. Структура волевого действияСтраница 1
Все действия человека могут быть поделены на 2 категории: непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные д-я совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно осознаваемых побуждений. Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Пример: поступки в состоянии аффекта
Произвольные д-я – предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Эти действия производны от воли человека.
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.
Необходимость сильной воли возрастает при наличии трудных ситуаций; сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, дисциплинированность и т.д. Воля может не сформироваться при определенных словиях жизни и воспитания в детстве: избалованность, подавление волей родителей
Волевые действия связаны с функционированием мозга. Важную роль выполняют лобные доли мозга, в которых происходит сличение достигнутого результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии – болезненному безволию.
Структура волевого действия:
Волевая деятельность состоит из волевых действий. Они бывают простыми и сложными
К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Выбор цели, принятие решения о выполнении действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов.
В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:
- осознание цели и стремление достичь ее;
- осознание ряда возможностей достижения цели;
- появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
- борьба мотивов и выбор;
- принятие одной из возможностей в качестве решения;
- осуществление принятого решения;
- преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.
Первый этап не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно – остается ее понять и сформировать образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает тогда, когда у человека есть возможность выбора целей или очередности их достижения. Это этап волевой деятельности. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (когда цель выбирается самостоятельно). Желание – это существующее идеально содержание потребности. Столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений – борьба мотивов. Она решается выбором цели действия. Напряжение ослабевает.
Второй этап – это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результатом которого является установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.
На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.
Этап борьбы мотивов и выбора – центральный в сложном волевом действии. Здесь, как и на первом этапе, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели, но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными, но более соответствующими его системе ценностей.
Результат решения этой ситуации – этап принятия одной из возможностей в качестве решения. Характеризуется спадом напряжения. Решается внутренний конфликт. Уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование.
Проблема индивидуальных различий
Опытное исследование психических явлений ориентировалось первоначально на понятия и методы наук о физическом мире. Поэтому главным вектором экспериментального поиска являлись общие закономерности психических процессов. Между тем, с древнейших времен социальная практика заставляла человеческий ум выделять в психологическом облике окружаю ...
Описание методик (цель, инструкция)
1. Социометрическая методика Р. Жиля
Цель: определить социометрический статус, социовалентность каждого ученика, взаимность выборов, уровень конфликтности во взаимоотношениях учащихся. Детям даются рисунки:
Инструкция: Подумай, кого из ребят ты пригласишь к себе на день рождения. Посади приглашенных на стулья вокруг стола, напиши их и ...
Теоретический исследование предпосылок взаимосвязи эмоциональной
компетентности детей и родителей. Понятие и структура
эмоциональной компетентности. История развития
понятия эмоционального интеллек
Первые публикации по проблеме ЭИ принадлежат Дж. Мейеру и П. Сэловею. Весьма популярная на Западе книга Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект» вышла только в 1995 году[1].
Эмоциональный интеллект (ЭИ) (англ. Emotional intelligence) — психологическая концепция, возникшая в 1990 году, и введенная в научный обиход П. Саловеем и Дж. Майером ...