RSS Feed

Временная перспектива как характеристика психологического времени
Страница 1

Психология » Взаимосвязь личностных характеристик и представлений о времени в раннем юношеском возрасте » Временная перспектива как характеристика психологического времени

Понятие временной перспективы было предложено К. Левиным. Введение этой категории дополняло понятие «жизненного пространства», которое представляло единицу человеческой личности. Введением этого понятия К. Левин подчеркивал тот факт, что «психологическое поле», существующее в данный момент, включает в себя представление о своем прошлом и будущем. Когда человек воспринимает, переживает свое теперешнее положение, то это переживание связано с его ожиданиями, желаниями, представлениями о своем будущем и прошлом[24]. Сам термин был введен в научный оборот Л. Франком для характеристики взаимосвязи и взаимообусловливания прошлого, настоящего и будущего в сознании и поведении человека[25].

К. Левин первым среди психологов построил пространственновременную модель, в которой сознание и поведение индивида рассматривались сквозь призму долговременной перспективы и разносторонних характеристик индивидуального жизненного пространства. Причем во времени он выделял зоны настоящего, ближайшего и отдаленного прошлого и будущего, а в пространстве – уровни реального и ирреального (основанного на фантазии). Рассматривая развитие различных измерений психологического поля индивида в процессе онтогенеза, Левин указывал на то, что жизненное пространство новорожденного не имеет временных измерений; в раннем детстве происходит дифференциация психологического прошлого и будущего, однако почти не дифференцированы уровни реальности и фантазия. В дальнейшем происходит расчленение ближайших и отдаленных зон прошлого и будущего, реальных и желаемых, но возможных лишь в фантазии событий прошлого и будущего.

Аналогичное временной перспективе понятие «временной кругозор» вводит П. Фресс, рассматривая его как интегративную характеристику развития временных представлений личности, формирующихся в процессе социальной деятельности. В этом смысле развитый временной кругозор является показателем освоения личностью временных отношений.

Ж. Ньюттен разграничивает временную перспективу, временную ориентацию и временной аттитюд или отношение ко времени. По мнению автора, временная перспектива – это последовательность событий с определенными интервалами между ними, представленных в сознании человека в некоторый конкретный момент времени.

Особое внимание Ж. Ньюттен уделяет перспективе будущего, которая составляет планы, задачи, намерения личности, представляющие ее потребностно-мотивационную сферу.

Ближайшая временная перспектива рассматривается как конитивномотивационное понятие. Временная перспектива, в отличие от пространственной, может быть репрезентирована только «ментально», «когнитивно». Создание дифференцированного будущего субъекта возможно только при участии когнитивных психических структур, что формирование временной перспективы осуществляется через когнитивное преобразование потребностей в планы, намерения и задачи субъекта, через формирование у субъекта ряда структур «средство – цель». В своей концепции Ж. Ньюттен предполагает, что события со своими временными знаками находятся во временной перспективе подобно тому, как объекты, существующие в пространстве, находятся в пространственной перспективе: присутствие во внутреннем плане этих разноудаленных объектов и создает временную перспективу. Таким образом, временная перспектива, по мнению Ж. Ньюттена выступает как функция составляющих ее глубину, структуру, степень реальности, содержательные характеристики и т. п.

В. Ленс выделял два аспекта временной перспективы будущей жизни – когнитивный, связанный с предвидением будущих событий и планированием деятельности, и аффективный, отражающий эмоциональную установку относительно своего будущего[26].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Утомление. Причины и виды утомления
Состояние утомления сопровождает все виды деятельности человека. Оно является нормальной реакцией организма на рабочую нагрузку, но в острых и хронических формах вызывает нарушение работоспособности. Утомление – это функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или длительной рабочей нагрузки и проявляется во вре ...

Музыкальное воспитание детей
Ни в одной области творческой деятельности природа не одарила человека так щедро талантами, как в музыке, что объясняется свойствами самой музыки, передающей самые глубинные эмоциональные состояния человека. Способность превращать ноты в ритмически организованные звуки свойственна многим из нас. Иначе не было бы столько прекрасных оркес ...

Наблюдательность как профессионально значимое качество следователя.
Проблема личности – одна из центральных проблем общества, и в сфере права, и в деятельности юридических органов. Высоких результатов могут добиться только люди, личности, работающие в них и обладающие соответствующей психологией. Они должны отличаться высокой общей культурой, потребностями в интеллектуальном, культурном и нравственном р ...