RSS Feed

Временная перспектива как характеристика психологического времени
Страница 5

Психология » Взаимосвязь личностных характеристик и представлений о времени в раннем юношеском возрасте » Временная перспектива как характеристика психологического времени

Событие – основная единица всякого исторического процесса, в том числе и биографии человека. С событиями связаны коренные перестройки характера, изменения направления или темпа развития личности. Понимание сущности событий во многом определяет понимание природы жизненного пути в целом. В психологии существуют некоторые определения этого понятия. С.Л. Рубинштейн пишет: «События жизни – это узловые моменты поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека»[36]. Под событием также подразумевается некоторое конкретное изменение, происходящее мгновенно или достаточно быстро[37]. Б.Г. Ананьев различал события окружающей среды и события поведения человека в среде. К этому добавляется третья группа – события внутренней жизни[38]. Е.И. Головаха и А.А. Кроник предлагает следующую классификацию событий: события, связанные с изменениями:

- в обществе;

- в природе;

- в мыслях, чувствах, ценностях;

- в состоянии своего здоровья;

- в семье и быту;

- изменения, связанные с работой, образованием, обшественной деятельностью;

- изменения в сфере досуга, общения, хобби[39].

События отличаются дискретностью, ограниченностью во времени по сравнению с обстоятельствами жизни. Время, последовательность и способ осуществления жизненного события не менее важны, чем сам факт, что данное событие имело место[40].

Степень включенности события в субъективную сеть межсобытийных связей отражается в сознании человека в форме переживания им значимости ланного события. Значимость события в психологическом времени определяется совокупностью его связей с другими событиями[41]. Иными словами, чем больше связей имеет данное событие, тем более оно значимо с точки зрения самого субъекта. И чем более значимо событие для личности, тем в большей мере, с его точки зрения, оно влияет на другие события и зависит от них, выступая по отношению к ним причиной или следствием, целью или средством. Незначимые события – это такие, которые слабо связаны с другими событиями, порой являющиеся случайными или изолированными.

В различных культурах и социальных условиях может доминировать ориентация на прошлое, настоящее или будущее.

Доминирование той или иной ориентации исследователи иногда кладут даже в основание психологической типологии личности, выделяя при этом людей, ориентированных на прошлое, настоящее или их единство.

В.И. Ковалеву удалось теоретико-феноменологически и частично эмпирически выявить наличие четырех типов, которые можно назвать личностными типами организации жизни[42]. Не каждая личность абсолютно неповторима в своем отношении к жизни, ко времени; в их организации существуют некоторые типичные варианты этих отношений и способов организации времени жизни. Его типология получила следующее выражение:

1. Стихийно-обыденный тип характеризуется зависимостью личности от событий и обстоятельств жизни; личность не успевает за временем, не может организовать последовательность событий, предвосхищать их наступление и предотвращать осуществление. Этот способ организации жизни отличается ситуативностью поведения, отсутствием личностной инициативы.

2. Функционально-действенный, при котором личность активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности, инициатива же охватывает только отдельные периоды течения событий, но не их субъективные или объективные последствия,отсутствует пролонгированная регуляция жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Формирование временной перспективы в юношеском возрасте
Время, как и пространство, является универсальной базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения он ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни – таких как смена сна и бодрствования, время кормления и тому подобные, регулируемые социальной средой. В младенч ...

Обратная связь, подкрепление, внутренняя мотивация
Обратная связь необходима для того, чтобы спортсмен мог знать уровень своих достижений. Подкрепление необходимо для того, чтобы спортсмен знал, насколько хорошо он выполняет действия. Принципы подкрепления: 1. Если выполнение чего-либо приводит к хорошим последствиям, люди стараются повторить данное поведение для получения положительн ...

Познавательная деятельность
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деяте ...