RSS Feed

Временная перспектива как характеристика психологического времени
Страница 5

Психология » Взаимосвязь личностных характеристик и представлений о времени в раннем юношеском возрасте » Временная перспектива как характеристика психологического времени

Событие – основная единица всякого исторического процесса, в том числе и биографии человека. С событиями связаны коренные перестройки характера, изменения направления или темпа развития личности. Понимание сущности событий во многом определяет понимание природы жизненного пути в целом. В психологии существуют некоторые определения этого понятия. С.Л. Рубинштейн пишет: «События жизни – это узловые моменты поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека»[36]. Под событием также подразумевается некоторое конкретное изменение, происходящее мгновенно или достаточно быстро[37]. Б.Г. Ананьев различал события окружающей среды и события поведения человека в среде. К этому добавляется третья группа – события внутренней жизни[38]. Е.И. Головаха и А.А. Кроник предлагает следующую классификацию событий: события, связанные с изменениями:

- в обществе;

- в природе;

- в мыслях, чувствах, ценностях;

- в состоянии своего здоровья;

- в семье и быту;

- изменения, связанные с работой, образованием, обшественной деятельностью;

- изменения в сфере досуга, общения, хобби[39].

События отличаются дискретностью, ограниченностью во времени по сравнению с обстоятельствами жизни. Время, последовательность и способ осуществления жизненного события не менее важны, чем сам факт, что данное событие имело место[40].

Степень включенности события в субъективную сеть межсобытийных связей отражается в сознании человека в форме переживания им значимости ланного события. Значимость события в психологическом времени определяется совокупностью его связей с другими событиями[41]. Иными словами, чем больше связей имеет данное событие, тем более оно значимо с точки зрения самого субъекта. И чем более значимо событие для личности, тем в большей мере, с его точки зрения, оно влияет на другие события и зависит от них, выступая по отношению к ним причиной или следствием, целью или средством. Незначимые события – это такие, которые слабо связаны с другими событиями, порой являющиеся случайными или изолированными.

В различных культурах и социальных условиях может доминировать ориентация на прошлое, настоящее или будущее.

Доминирование той или иной ориентации исследователи иногда кладут даже в основание психологической типологии личности, выделяя при этом людей, ориентированных на прошлое, настоящее или их единство.

В.И. Ковалеву удалось теоретико-феноменологически и частично эмпирически выявить наличие четырех типов, которые можно назвать личностными типами организации жизни[42]. Не каждая личность абсолютно неповторима в своем отношении к жизни, ко времени; в их организации существуют некоторые типичные варианты этих отношений и способов организации времени жизни. Его типология получила следующее выражение:

1. Стихийно-обыденный тип характеризуется зависимостью личности от событий и обстоятельств жизни; личность не успевает за временем, не может организовать последовательность событий, предвосхищать их наступление и предотвращать осуществление. Этот способ организации жизни отличается ситуативностью поведения, отсутствием личностной инициативы.

2. Функционально-действенный, при котором личность активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности, инициатива же охватывает только отдельные периоды течения событий, но не их субъективные или объективные последствия,отсутствует пролонгированная регуляция жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Кризис взрослости
Можно обозначить некоторые возрастные периоды, на которые чаще всего приходятся личностные сдвиги: около 20 лет, около 30 лет (28–34), 40–45, 55–60 лет и, наконец, в позднем возрасте. Хронологические сроки нормативных возрастных кризисов имеют весьма приблизительный характер. Момент возникновения, продолжительность, острота прохождения ...

Диагностика мотивации Мотивация к успеху
Тест предложен Т. Элерсом, оценивает силу мотивации к достижению цели, к успеху. Инструкция. На предложенные вопросы ответьте в зависимости от вашего согласия («да») или несогласия («нет»). Рядом с каждым номером вопроса, который соответствует «да», поставьте знак +. Не раздумывайте долго. Отвечайте так, как это реально происходит в ва ...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме волевой готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе. Особенности развития личности старших дошкольников
Врачи, физиологи, психологи сравнительно хорошо изучили особенности развития ребенка до школы и имеют достаточно полное представление о том, какой он, будущий первоклассник, каким проходит или должен был бы прийти в школу, чтобы не сникнуть под бременем школьных нагрузок, нормально расти и развиваться. Важно знать, чем отличаются разны ...