RSS Feed

Временная перспектива как характеристика психологического времени
Страница 4

Психология » Взаимосвязь личностных характеристик и представлений о времени в раннем юношеском возрасте » Временная перспектива как характеристика психологического времени

Построение и ситуативная коррекция временной перспективы личности, таким образом, является составной частью целостной общей стратегии построения поведения человека. Динамика реализуемости намерения в деятельности субъекта говорит о ее структурирующей функции в поведении. Реализуемость намерения проявляет зависимость от содержания мотивации субъекта. Это мотивационное влияние проявляется посредством взаимодействия двух различных детерминант целеполагания - когнитивнорациональной и непосредственно-эмоциональной. Мотивация, ориентированная на самооценку и защиту «Я», способствует преобладанию непосредственно-эмоциональных детерминант коррекции намерения, что влияет на глубину временной перспективы и выражается в деформации намерения, особенно значительной в ситуации неуспеха. Напротив, мотивационные тенденции, не связанные с самоутверждением, способствуют переходу от непосредственно-эмоциональной детерминации поведения к опосредствованной, связанной с более глубокой и устойчивой временной перспективой.

Настоящее переживается нормальным индивидом как осознание его собственной деятельности и внутреннего побуждения к этой деятельности. Будущее является открытым, другими словами наши ожидания и планы постоянно проецируются в будущее. Прошлое переживается как что-то, что мы оставляет позади, как что-то больше и несуществующее, но являющееся для нас реальностью с некоторыми особенными качествами: доступностью, ценностью и изменчивостью.

Ю. Минковски выделил следующие зоны временной перспективы: удаленное прошлое, среднее прошлое, ближайшее прошлое, настоящее, ближайшее будущее, среднее будущее, удаленное будущее[34].

И.В. Дубровина выделяет 8 категорий структуры временной перспективы:

- ближайшее будущее;

- актуальный период;

- близкое будущее;

- отдаленное будущее;

- вся жизнь;

- открытое настоящее;

- историческое будущее;

- прошлое[35].

В основу данной структуры временной перспективы положено содержание мотивов, ее составляющих. В результате все мотивы были разделены на следующие категории:

- мотивы, отражающие некоторый аспект личности субъекта;

- мотивы, направленные на выполнение чего-либо, мотивация активности. В этой категории дополнительно выделяются мотивы профессиональной деятельности;

- отдельно рассматриваются всякая активность субъекта по отношению к самому себе, мотивы саморазвития;

- мотивация, подразумевающая социальные контакты. Дополнительно выносятся мотивы общения, связанные с ожиданием чего-либо от других людей;

- активность, связанная с получением информации, с познанием;

- мотивация, связанная с трансцендентальными ценностями, поиском смысла жизни;

- мотивы, связанные с желанием что-то иметь, обладать чем-то;

- активность, связанная с отдыхом, проведением досуга;

- неклассифицируемые и некстати данные ответы.

Таким образом, даются следующие определения категорий структуры временной перспективы: ближайшее будущее – цели, располагаемые в перспективе текущего дня, недели, месяца; актуальный период – цели периода профессиональной деятельности; близкое будущее – цели, отдаленные на ближайшие год-два; отдаленное будущее – цели, относящиеся к периоду зрелости, старости; вся жизнь - цели, относящиеся к какому-то периоду предстоящей жизни, которые нельзя точнее определить во времени; открытое настоящее – желание обладать какими-то качествами, свойствами, умениями, которые не ограничены во времени – «сегодня и ежедневно»; историческое будущее – цели, связанные не только с жизнью отдельного человека, но и с жизнью других людей, всего человечества; прошлое – упоминание о прошлом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Кризис дошкольного возраста
Л.С. Выготский называл этот кризис кризисом семи лет и указывал на очевидные изменения в характере и поведении ребенка. Признаки наступления кризисного периода: – возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить») – появление оспаривания со стороны ребенка необходи ...

Функции эмоций
Биологическое значение эмоций в том, что они позволяют человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, возможности ее удовлетворения. Например, истинную пищевую потребность в количестве белков, жиров, углеводов, витаминов, солей и т.д. мы оцениваем посредством соответствующей эмоции. Это переживание голода или ...

Мотивация как инструмент формирования организационного поведения
Мотивация как осознанное, внутренне побуждение индивида к активности является основным инструментом в формировании организационного поведения. Естественно, что помимо мотивации на действия индивида воздействие оказывают как совокупность внешних факторов, так и его собственные мотивы поведения. Но именно мотивация способна не только макс ...