RSS Feed

Особенности развития внимания в детском возрасте
Страница 1

Историю развития внимания пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции. Он писал, что история развития внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребёнка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием» (7, С.186) Процесс возрастного развития внимания по идеям Л.С. Выготского представил А.И. Леонтьев. Он отмечал, что развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом. В школьном возрасте наступает перелом в развитии, где первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта форма внимания занимает основное место среди всех его видов. Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают своего максимума в школьном возрасте. Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам выступает во взаимодействии с окружающим, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя…. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает сам активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет» (7, С.205 ).

Р.С. Немов (31,С.214) представил последовательность основных этапов развития детского внимания в том виде, как она выглядит по данным наблюдений и экспериментальных исследований:

1. Первые недели-месяцы жизни. Проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно исследовательской деятельности как средсва будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.

5. Четыре с половиной, пять лет. Проявление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомагательные средства). Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий.

7. Семь лет. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

8. В старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

– расширяется объем;

– возрастает устойчивость внимания;

– формируется произвольное внимание.

А.А. Люблинская (14, С.188) исследуя особенности развития внимания детей в разные периоды детства, отмечала внимание маленьких детей:

1. Внимание ребенка младенческого и преддошкольного возраста кратковременно, сосредоточенность его слабая. Оно постоянно колеблется, перемещаясь с одного объекта на другой без видимой причины.

2. Маленький ребенок не управляет своим вниманием. Оно имеет непроизвольный характер и привлекается ярким, сильным или новым раздражителем. Нестойкое и легко отвлекаемое внимание не отличается подвижностью и не поддается управлению,т.е. не может переключаться по его желанию

3. Узкий объем внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действиями маленьким детям недоступно.

Страницы: 1 2 3


Методы устранения негативных проявлений кризиса 7 лет. Традиционные рекомендации родителям как справиться с кризисом семи лет
Причина негативных реакций ребенка – несоответствие родительских отношений и требований с желаниями и возможностям ребенка. Измените, свое отношение к ребенку – он уже не маленький – внимательнее относитесь к его мнениям и суждениям. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен. Если часты скандалы – отдохните друг от друга. ...

Стресс и стрессовые ситуации
Термин "стресс" получивший в наши дни столь широкое распространение впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов (например мостов) испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия инт ...

Концепция психических процессов И.М. Сеченова
Огромным вкладом И.М. Сеченова была его концепция психических процессов. И.М. Сеченов пришел к радикальному заключению – нельзя обособлять центральное, мозговое звено психического акта от его естественного начала и конца. Это принципиальное положение служит логическим центром соотношения основных категорий концептуального аппарата сечен ...