RSS Feed

Особенности развития внимания в детском возрасте
Страница 2

4. Чем меньше дети, тем меньше они могут сосредоточиваться на словах, обращенных к ним. Только после 2-х лет можно вызвать внимание словесным сигналом.

5. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности.

В дошкольном возрасте, как отмечает А.А. Люблинская (14, С.188), основные изменения, происходящие в развитии внимания, это: а) расширение объема внимания; б) рост устойчивости внимания; в) формирование произвольного внимания.

Развивающаяся речь, большая самостоятельность, разнообразная деятельность значительно расширяют объем внимания детей дошкольного возраста. Но изменения не ограничиваются лишь увеличением количества предметов, воспринимаемых одновременно. Объектом познания становится не только сам предмет, но и его связи с другими вещами. Объектом внимания становится речь взрослого. Дети начинают ориентироваться на слово- название вещи, слово- оценку поведения, слово- приказ, требование, побуждение.

Устойчивость внимания возрастает и показателем этого является более редкие и короткие отвлечения от работы, чем у детей младшего возраста. Устойчивость изменяется в результате упражнений и зависит от особенностей деятельности детей. Меньше утомляет детей свободная, творческая игра, наиболее напряженной является словесная форма деятельности.Разные виды занятий предъявляют к активности детей разные требования, что обнаруживается в частоте и длительности отвлечений их внимания. В устойчивости внимания очень резко проявляются индивидуальные различия детей. Особенности темперамента значительно варьируют длительность доступного ребенку сосредоточения. Как показывают исследования, устойчивость внимания у сдержанных, уравновешанных детей в 1,5-2 раза больше, чем у особенно возбудимых. У детей с холерическим типом темперамента устойчивость и сосредоточенность внимания зависят от степени осознания ими необходимости какой – либо деятельности, от потребности в ее выполнении. Чем более заинтересован ребенок в ней, тем более длительное время его внимание может быть сосредоточенным и устойчивым. Ребенок может только в начале деятельности часто отвлекаться. Если задание неинтересно, дети отказываются от его выполнения. С возрастом устойчивость и сосредоточенность увеличиваются, а время, необходимое на сосредоточение, сокращается, но зависимость свойств внимания от степени заинтересованности в деятельности сохраняется. Устойчивость и сосредоточенность внимания детей с сангвиническим типом темперамента зависят от того, насколько предлагаемая деятельность им интересна. Но даже при наличии интереса дети – сангвиники, в отличие от холериков, не могут длительное время быть сосредоточенными на чем-то одном – они либо часто отвлекаются, либо вообще меняют вид деятельности. Сангвиники отличаются быстрым сосредоточением, равномерным и быстрым распределением внимания. Перед ними как можно чаще следует ставить новые, по возможности все более трудные задачи, которые требовали бы от них максимального сосредоточения. Дети с флегматическим типом темперамента сохраняют устойчивость внимания до завершения любой деятельности, но им необходимо длительное время для сосредоточения. Дети испытывают трудности в распределении внимания и, по сравнению с детьми холерического и сангвинического типов, медленнее выполняют задание, где это требуется. Таких детей нужно вовлекать в активную деятельность, но нельзя быстро переключать с одной деятельности на другую. Внимание детей с меланхолическим типом темперамента неустойчивое, им трудно сосредоточиться и распределить внимание. Им сложно выполнять коллективное задание, больше подходит монотонная работа или индивидуальное задание.

Существенным показателем развития у детей способности к сосредоточению являются начальные формы произвольного внимания, которые возникают у детей старшего дошкольного возраста, хотя их внимание еще чаще поддерживается интересом к самой деятельности, ее результату и процессу. Дети 5-7 лет учатся произвольно направлять свое внимание на те объекты, которые требуют от ребенка сосредоточения.

Страницы: 1 2 3


Средства коммуникации. Речь
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные ...

Свойства и формула темперамента.
По инструкции испытуемый должен прочитать каждое свойство темперамента и отметить знаком «+» или выписать число на листок (от 1 до 4) степень выраженности у него данного свойства. 1. Энергетический потенциал: 1) очень большой, 2) большой, 3) достаточный, 4) малый. 2. Характер расходования энергии: 1) быстрый, неравномерный, больш ...

Деятельностный подход в психологии. Структура деятельности. Характеристика основных видов деятельности человека (игра, учение, труд)
Категория деятельности рассматривается в двух направлениях: 1. В качестве объяснительного принципа (Изучается связь индивидуальной жизни человека с общественной исторической и духовной практикой людей). 2. В качестве предмета исследования. Суть данного подхода к изучению психики заключается в след: изучать психическую деятельность нео ...