Исследования особенностей развития внимания у детейс проблемами в развитииСтраница 2
Л.П. Григорьева (12, С.11-13.) изучала проблему развития внимания детей при наличии у них сложных сенсорных нарушений. Автор отмечает, что у слабовидящих и частичновидящих детей внимание развивается плохо,т.к. значительное снижение зрения ограничивает восприятие тех объектов, которые могут вызвать интерес и эмоциональные реакции. Снижение чувствительности к яркости, цвету, контрастам, приводит к тому, что внимание ребенка не привлекается яркими и цветными объектами, т.к. физиологическая интенсивность их воздействия на глаз существенно понижена. Вследствие глухоты ребенка из его окружающей среды как бы исключаются звучащие объекты, привлекающие внимание. При бисенсорных нарушениях зрения и слуха наблюдаются неустойчивость внимания, быстрая утомляемость и снижение умственной работоспособности. При этом уровень сформированности внимания может не соответствовать паспортному возрасту, т.к. оно зависит от степени биологической зрелости и наличии патологических изменений в ЦНС. Дефицит средовых воздействий на органы чувств обусловливает морфофункциональную незрелость систем мозга, что сопровождается задержкой психического развития.
Э.И. Леонгард (1, С.6.) выделяет типологию устойчивости внимания слабослышащих дошкольников – одни более устойчивы в процессе свободной деятельности, другие в условиях деятельности, организованной взрослыми, третьи испытывают затруднения при любой деятельности, однако с возрастом устойчивость внимания неизменно возрастает.
А.Л. Сиротюк (42, С.19.) отмечает особенности внимания у гиперактивных детей, которые проявляются в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами.
Для детей с нарушениями речи, в частности с нарушениями фонематического слуха, как отмечает М.Ф. Фомичева (1, С.8.), характерно низкое развитие слухового внимания. Эти дети не внимательны к звукам речи, смыслу слов (ее содержанию). Слово не только направляет внимание дошкольника, но и переключает его, оно приобретает доминирующую роль в направленности и избирательности внимания.
Причиной недостаточности фонематических процессов может выступать отсутствие у детей необходимого опыта специальной деятельности по наблюдению и выделению фонематических явлений, поэтому одной из задач является задача совершенствования слухового восприятия и внимания.
Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина отмечают пониженный уровень развития основных свойств внимания у детей с ОНР. В том числе недостаточную устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания.
Р.И. Лалаева (25, С.4) отмечает, что нарушение чтения и письма у детей с сохранным интеллектом часто сочетаются с психическим и психофизическим инфантилизмом, с выраженной неравномерностью психического развития, с определенными особенностями структуры интеллекта, а также с недостаточностью таких психических функций, как внимание, память.
Вывод
Внимание является одним из важных показателей при оценке психического развития ребенка. В дошкольном возрасте у детей с речевыми нарушениями внимание имеет ряд специфических особенностей, знание и учет которых важны как с точки зрения готовности ребенка к школьному обучению, так и для организации оптимальных условий коррекции речи. Изучение особенностей развития внимания у детей с нарушениями речи нам представляется важным как для совершенствования методов коррекционной работы направленной на устранение недостатков речи, так и по предупреждению школьной дезадаптации, связанной с этими нарушениями. Рекомендации психологов по этому вопросу относятся в основном к начальной школе и к детям с нормальным речевым развитием. К сожалению, в методической литературе отсутствуют рекомендации для логопедов по развитию разных форм внимания и его свойств. Это и определило наш интерес к данной проблеме.
Этапы постановки и решения творческих заданий
П.К. Энгельмейер описал три этапа творчества – замысел, план, исполнение. Данному автору принадлежит "Теория творчества", вышедшая в 1910 г. Предисловия к ней были написаны Д. Овсянико-Куликовским и Э. Махом. Овсянико-Куликовский подчеркивает, что особую ценность представляют проводимое в книге сближение творчества техническог ...
Психосоциальные факторы опыт ранних лет жизни
Если в первые годы своей жизни человек перенес тяжелые эмоциональные потрясения, он подвержен большему риску заболеть депрессией на последующих этапах жизни. Безусловно, тяжелые переживания в раннем возрасте не обязательно влекут за собой депрессию. Однако намного увеличивают ее вероятность. Нижеперечисленные примеры помогут понять, поч ...
Оценка риска самоубийства
Если у сотрудников служб, оказывающих первичную медицинскую помощь, возникают подозрения относительно суицидального поведения, то следует обратить на это внимание и оценить следующие факторы:
психическое состояние и присутствие мыслей о смерти и самоубийстве в момент исследования;
наличие плана самоубийства - насколько человек подгото ...