RSS Feed

Исследования особенностей развития внимания у детейс проблемами в развитии
Страница 1

Психология » Развитие внимания у старших дошкольников с нарушениями речи в процессе коррекционно-логопедической работы » Исследования особенностей развития внимания у детейс проблемами в развитии

Для решения проблем воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и развития очень важно исследование внимания как базового психического процесса и важного показателя развития личности. Одним из условий, облегчающих ребенку процесс познания мира, учения, является наличие такого качества, как направленность психической деятельности, способность быть внимательным при выполнении задания.

Многие исследователи, в том числе Л.П. Григорьева, С.Б. Забрамная, Э.И. Леонгард, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелева, У.В. Ульенкова и другие изучали особенности развития внимания у детей с проблемами в развитии.

С.Д. Забрамная (21,С.11) отмечает, что в случае умственной отсталости у детей особенно страдает произвольное внимание. Внимание этих детей труднее привлекается, невозможной оказывается его длительная активная концентрация, малейшие помехи отвлекают его. По сравнению с нормальными сверстниками у умственно отсталых детей сужен объем внимания. Бросая взор на какой-то объект, они видят в нем меньше отличительных признаков. Недостатки внимания проявляются у умственно отсталых детей и при переключении с одного вида деятельности на другой. При переходе к новому заданию такие дети каждый раз затрачивают больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. У этих детей снижена и способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Но регулярные занятия по развитию внимания, включенные в разные виды деятельности, дают положительные результаты. Дети приучаются сосредоточенно работать в течение определенного времени, учатся не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать и т.д.

По данным Э.И. Леонгард (1,С.7) половина умственно отсталых детей дошкольного возраста либо не может пользоваться словесной инструкцией, либо эта инструкция практически не влияет на их деятельность. Есть дети которым она даже мешает, это говорит о снижении внимания к речи.

У.В. Ульенкова (46.С.18-24) изучая с помощью традиционной методики «Корректурная проба» особенности развития устойчивости и концентрации внимания младших школьников с задержкой психического развития в сопоставлении с детьми умственно отсталыми и интеллектом “норма” отмечала позитивную динамику развития устойчивости внимания умственно отсталых детей от класса к классу. Анализируя выполнение задания умственно отсталыми учащимися, автор выявила «волнообразные» колебания внимания на всем протяжении занятия. Как она отмечает, повышенная истощаемость психических процессов и недостаточная произвольная регуляция деятельности у детей не дает им возможности обеспечить необходимую концентрацию внимания и устойчивую целенаправленность действия, что ведет к неравномерной продуктивности в ходе выполнения работы.

В пособии И.Ю. Левченко (26) отмечаются нарушения внимания у разных категорий детей. Ткачева В.В. (26, С.64-66) обращает внимание на снижение устойчивости внимания у детей с ДЦП. У этих детей, как правило, нарушено и зрительное и слуховое внимание. По методике отыскивания чисел и таблицам Шульте обнаруживаются результаты, превосходящие норму по количеству затраченного времени, отмечается общая замедленность в работе с резко выраженной неравномерностью психической деятельности. Также отмечается нарушение слухового внимания у детей с текущими заболеваниями и детей с последствиями поражения ЦНС. Уменьшение объема внимания наблюдается у детей с эпилепсией. Эти дети в силу выраженной инертности протекания психических процессов, увязают в многочисленных деталях объектов и именно это не позволяет им обеспечивать активным вниманием достаточный объем материала. Дети с шизофренией, скользя по предмету познания, не удерживают объем внимания по другой причине. Удержание объема внимания для них не мотивировано. Как пишет автор, по мнению Ж.Пиаже, узость поля внимания ребенка связана с трудностью или невозможностью осуществить мыслительный синтез. Именно это и наблюдается у большинства детей с отклонениями в развитии.

Говоря о нарушении переключаемости внимания, автор отмечает, что дети с шизофренией легко и свободно переключаются с объекта на объект. Однако при выборе новых способов деятельности большое значение имеет их собственная мотивация. Легкость, с которой дети переключаются, отягощается потерей осмысленности. Умственно отсталые и больные эпилепсией дети испытывают значительные трудности при переключении с одного задания на другое. В их деятельности особенно ярко проявляется застреваемость на уже знакомом способе решения задания.

Страницы: 1 2


Анализ и интерпретация полученных данных
Методика А.А. Реана, В.А.Якунина определяла эффективность следующих типов мотивации: 1) Стать высококвалифицированным специалистом; 2) Получить диплом; 3) Успешно продолжить обучение на последующих курсах; 4) Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»; 5) Постоянно получать стипендию; 6) Приобрести глубокие и прочные знан ...

Эмоциональная стабильность. Различные стороны вашей личности (по К. Леонгарду)
Данный тест позволяет определить выраженность темперамента, характера и стиля мышления. Черты, присущие каждой личности, согласно теории К. Леонгарда, могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты — стержень, ядро личности. Они могут быть ярко выражены (акцентированы), и тогда их называют акцентуациями характера, а с ...

Энергетические теории темперамента. Новый подход В. Вундта
Постепенно среди ученых все более крепло убеждение в том, что свойства темперамента наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими тратами организма — со способами накопления и расходования энергии и количественными характеристиками этих процессов. Поэтому большинство исследовате ...