RSS Feed

Классификация типов девиантного поведения
Страница 2

Поэтому, классифицируя ту или иную особенность поведения ребенка как отклонение, мы должны учитывать условия, стабильность, частоту ее проявления, особенности личности, характер, возраста и многое другое. И только после этого можно выносить то или иное суждение или тем более определять меру воздействия[24].

Иногда ребенок буквально загоняется в прокрустово ложе того или иного мнения о нем, оценки его поведения. На него навешивается соответствующий ярлык, под который подгоняется система оценочных суждений о нем и характере его взаимоотношений с окружающими. Совершается грубейшая педагогическая ошибка, чреватая тяжелейшими последствиями. Напортив, угодные или удобные по каким либо причинам особенности поведения (услужливость, некритичность, внимательность к учителю, готовность поступить ожидаемым образом и т.п.) расцениваются взрослыми как положительные, поощряются ими, а ребенок преподносится коллективу в качестве образца для подражания [8].Проявление отклонений в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Как правило, их можно свести в следующие группы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни деятельности вообще [5].Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями жизни, действующими неоднократно или систематически. В последнем случае изменения в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявления этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с ее устранением исчезают. Но если ситуации часто повторяются, наслаиваются, то реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения [11].

Так формируется активно-приспособительное или пассивно-приспособительное поведение: деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней; деструктивно-компенсанаторное, когда перестройка деятельности группы и своего поведения сопровождается и закрепляется крупной уступкой ее требованиям. Особое место занимает компенсанаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый и психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивания себя расторможенностью общения, музыкой, танцами, никотином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекарственными веществами.

По сути дела речь идет о компенсаторном поведении, которое выражается в крайних формах конформизма или нонконформизма [12].

Можно выделить различные виды девиантного поведения, формой выражения которых являются различного рода варианты социальной дезадаптации [13].

Девиантное поведение.

Дезадаптивное поведение: Асоциальное поведение:

Страницы: 1 2 3


Процесс индивидуации. Осознание тени
Индивидуация – сознательная реализация человеком своей единственной в своем роде психической реальности, включающей как сильные стороны, так и личностные ограничения. Индивидуация ведет к переживанию Самости как регулирующего центра психического. Тень – обозначает бессознательную противоположность того, что индивид настойчиво утверждае ...

Коррекционная работа по развитию внимания(формирующий эксперимент). Принципы проведения и задачи коррекционной работы
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. В ней дети не только получают новые знания, но и реализуют свои впечатления, основные духовные потребности. До недавнего времени основной акцент важности игры в педагогическом процессе делался только на ее вкладе в обучение и воспитание детей. Между тем, активное включение ...

Особенности речевого развития дошкольников с ЗПР
Современный подход к рассмотрению вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется пониманием тесной связи процессов развития речевой и познавательной деятельности ребенка, соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза. Исследования Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, А.Валлона, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурия позволили определить п ...