RSS Feed

Классификация типов девиантного поведения
Страница 2

Поэтому, классифицируя ту или иную особенность поведения ребенка как отклонение, мы должны учитывать условия, стабильность, частоту ее проявления, особенности личности, характер, возраста и многое другое. И только после этого можно выносить то или иное суждение или тем более определять меру воздействия[24].

Иногда ребенок буквально загоняется в прокрустово ложе того или иного мнения о нем, оценки его поведения. На него навешивается соответствующий ярлык, под который подгоняется система оценочных суждений о нем и характере его взаимоотношений с окружающими. Совершается грубейшая педагогическая ошибка, чреватая тяжелейшими последствиями. Напортив, угодные или удобные по каким либо причинам особенности поведения (услужливость, некритичность, внимательность к учителю, готовность поступить ожидаемым образом и т.п.) расцениваются взрослыми как положительные, поощряются ими, а ребенок преподносится коллективу в качестве образца для подражания [8].Проявление отклонений в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Как правило, их можно свести в следующие группы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни деятельности вообще [5].Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями жизни, действующими неоднократно или систематически. В последнем случае изменения в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявления этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с ее устранением исчезают. Но если ситуации часто повторяются, наслаиваются, то реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения [11].

Так формируется активно-приспособительное или пассивно-приспособительное поведение: деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней; деструктивно-компенсанаторное, когда перестройка деятельности группы и своего поведения сопровождается и закрепляется крупной уступкой ее требованиям. Особое место занимает компенсанаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый и психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивания себя расторможенностью общения, музыкой, танцами, никотином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекарственными веществами.

По сути дела речь идет о компенсаторном поведении, которое выражается в крайних формах конформизма или нонконформизма [12].

Можно выделить различные виды девиантного поведения, формой выражения которых являются различного рода варианты социальной дезадаптации [13].

Девиантное поведение.

Дезадаптивное поведение: Асоциальное поведение:

Страницы: 1 2 3


Теории эмоций в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.С. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.К. Анохин)
Психические процессы представляют собой специфический продукт деятельности мозга, - продукт, сущность которого заключается в отражении окружающей действительности. «Продукт» в данном понимании - нечто субстанциональное. Это особого рода функциональные состояния. Эмоциональные процессы - один из видов этого состояния. Отечественные психол ...

Депрессия
Депрессия является наиболее распространенным диагнозом у лиц, совершивших самоубийство. Следует отметить, что ухудшение настроения бывает у всех. Любой человек временами испытывает подавленность, грусть и растерянность, чувствует себя одиноким и заброшенным, но обычно эти чувства бывают преходящими. Если же подобные переживания длятся д ...

Предисловие
Тема личностного кризиса – не слишком разработанная в психологической науке тема. Наибольшее внимание в разработке этой проблемы всегда уделялось возрастным кризисам и в особенности кризисам ранних возрастов (детским и подростковым). Целью данной работы является рассмотрение индивидуального, ненормативного кризиса, его протекания в жизн ...