ВведениеСтраница 2
Круг исследований, посвящённых изучению школьников с ЗПР, постоянно расширяется, однако проблемы специфики эмоционального развития детей с ЗПР в школьном возрасте по-прежнему остаются, мало изученными.
В то же время, нельзя отрицать тот факт, что многие авторы так или иначе прикасались и прикасаются к этой сфере психического развития ребёнка в связи с изучением смежных проблем. Это связано с тем, что особенности деятельности и поведения у детей с ЗПР в значительной мере выражают собой сущностную характеристику специфики ЗПР как своеобразной формы аномального развития психики ребёнка /Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Т.Е. Самодумская, У.В. Ульенкова и др./. В.В.Лебединский /1985/ отмечает, что эмоциональная сфера детей с ЗПР имеет свои особенности, обусловленные этиологией и патогенезом этой аномалии развития.
Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений у детей с ЗПР.
Задачи исследования:
• Осуществить теоретический анализ литературы по теме работы;
• Осуществить эмпирическое исследование по диагностике межличностных отношений у детей;
Предмет исследования: особенности межличностных отношений у детей с ЗПР.
Объект исследования: межличностные отношения.
Гипотеза: нарушение темпа интеллектуального развития у детей с ЗПР, их личностного становления не может не сказаться на своеобразии формирования их межличностных отношений.
Качественное своеобразие у школьников с ЗПР наиболее ярко проявляется в отношении к миру людей, в частности, к сверстникам.
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами в работе использовались: наблюдение за детьми в ситуациях общения с сверстниками; индивидуальный и групповой Констатирующий эксперимент, направленный на выявление особенностей отношения к сверстникам у детей с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися школьниками; формирующий эксперимент, направленный на реализацию потенциальных возможностей эмпатийного поведения у детей с ЗПР у; контрольный индивидуальный и групповой констатирующий эксперимент с целью прослеживания эффективности коррекционных программ.
Выборку составили 20 учащихся с ЗПР (12 мальчиков и 8 девочек) учащихся третьего класса специально-коррекционной школы VIII вида города Кулебаки Нижегородской области, и 20 учеников III класса школы № города Кулебаки. Возраст и сроки обучения детей обеих групп совпадали. Все ученики специально-коррекционной школы имели поставленный медико-педагогическими комиссиями диагноз задержки психического развития. У большинства из них отмечались также разные хронические заболевания.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения диагностики и коррекционных занятий для выявления и коррекции межличностных отношений детей с ЗПР.
Стимульный материал
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, ...
Психологические характеристики человека-оператора
Человек-оператор – это человек, который осуществляет трудовую деятельность, взаимодействуя с предметом труда, машиной и внешней средой при помощи информационных систем и органов управления.
Психолог. характеристики:
1) особенности темперамента (в них проявляется сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов
2) интерес к опер ...
Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста
Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности.
Под вниманием понимается направленность ...