RSS Feed

Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития
Страница 2

Психология » Межличностные отношения детей с задержкой психического развития » Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития

Данные ЭЭГ свидетельствуют о выраженных нарушениях в 30—55% случаев (Г. Гроссман, В. Шмитц, А. Уилкер, Д. Сатерфильд, Н. Н. Зислина): отсутствие альфа-ритма, преобладание генерализованных медленных волн тега- и дельта-диапазона либо высокочастотной активности, пароксизмальные вспышки высокоамплитудных дельта-волн и т. д. На дисфункцию верхнестволовых структур указывают данные Ю.Г. Демьянова, Н.Н. Зислиной и М.Н. Фишман. Наряду с описанными расстройствами необходимо упомянуть еще ряд энцефалопатических симптомов, которые обусловлены органическим поражением головного мозга и носят уже упоминавшееся в работе название синдрома минимальных мозговых дисфункций.

Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.

Патогенетической основой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС) и ее резидуально-органическая недостаточность, на что указывают в своих исследованиях Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская и др.[12,13,21,45,46] ЗПР может быть обусловлена и функциональной незрелостью ЦНС. [5]

Задержки развития могут быть вызваны разными причинами: негрубым внутриутробным поражением ЦНС, нетяжелыми родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями. Этиология ЗПР связана не только с биологическими, но и с неблагоприятными социальными факторами. Прежде всего это ранняя социальная депривация и влияние длительных психотравмирующих ситуаций.

Синдром психического инфантилизма связан с замедленным созреванием лобно-диэнцефальных систем мозга, что обуславливает эмоционально-личностную незрелость ребенка, который оказывается как бы на более ранней ступени развития эмоционально-волевой сферы.

Эмоционально-волевая незрелость может сочетаться с негрубыми нарушениями познавательной деятельности, речи, повышенной истощаемостью и пресыщаемостью активного внимания. Это обусловлено замедленным темпом развития структур левого полушария, в первую очередь лобной и теменной областей, а также внутриполушарных и межполушарных связей. Вследствие этого у ребенка ослаблен контроль и регуляция деятельности. Эмоционально-волевая незрелость выражается в несамостоятельности, повышенной внушаемости, беспечности, преобладании игровых интересов. Мотивация деятельности определяется в основном стремлением к получению удовольствия. Ребенок с недоразвитием межличностных компонентов непродуктивен в учебных ситуациях, когда он должен подчиняться инструкции педагога, и более активен в игре. Для таких детей характерна "детскость моторики" - суетливость, порывистость, недостаточная координированность движений.

Страницы: 1 2 3 4


Понятие о темпераменте. Различные классификации типов темперамента. Стили деятельности как проявления темперамента. Методы диагностики темперамента
Темперамент – динамическая сторона деятельности. Изучается чаще в диагностическом подходе. Темперамент – это совокупность индивидуально-типологических свойств личности, характеризующих особенности динамики психической деятельности (интенсивности, скорости, темпа и ритма) психич. проц. и состояний, поведения и деятельности. Компоненты: ...

Рекомендации
В итоге данной работы мы рекомендуем педагогам не препятствовать использованию детского фольклора в разрешении конфликтов, а так же развивать этот способ как наиболее целесообразный и сообразный возрасту ребёнка и социальным особенностям детского коллектива. Педагогам также рекомендуется изучать детскую субкультуру для наиболее успешно ...

Причины стресса
Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека. ...