RSS Feed

Особенности развития невербального мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Страница 3

Психология » Невербальное мышление у дошкольников с общим недоразвитием речи » Особенности развития невербального мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Четвертый уровень речевого развития характеризуется незначительным изменением всех компонентов языка, своеобразием нарушения слоговой структуры, ребенок понимает значение слова, но не удерживает в памяти фонематический образ, вследствии чего искажения звуконаполняемости в разных вариантах: персеверации (упорное повторение какого-либо слога) «блиблиотекарь» – библиотекарь; перестановки звуков и слогов «комосновт» – космонавт; парафазии (замены слогов) «мотокилист» – мотоциклист; в редких случаях опускание слогов «велопедист» – велосипедист; добавление звуков «игруша» – груша, и слогов «воващи» – овощи. Наблюдается отставания в употреблении сложных по структуре слов в спонтанном проговаривании и речевом контакте [19].

Отечественные исследователи отмечают, что до определенного времени пути развития речи и мышления идут параллельно, независимо друг от друга. Так, многие психологи отмечают, что на первых этапах своего развития, мышление ребенка развивается через непосредственное действие. Двухлетний малыш «мыслит руками», разбирая, царапая, ломая, – словом, в доступной ему форме преобразуя предметы. Мышление ребенка пока лишь наглядно-действенно – погружено в непосредственное и активное действие, изменение вещей. В этом – его сила и в этом же – ограниченность. В дальнейшем, переход к ролевым играм, позволяет на основе наглядно-действенного мышления, формироваться образно-логическому мышлению, основанному также на невербальной коммуникации.

Развивающаяся речь оказывает влияние на формирующееся мышление ребенка, существенно преобразуя его. В дальнейшем процессы мышления и речи развиваются в непрерывном взаимодействии друг с другом. Л.С. Выготский [3] рассматривал значение слова как динамический процесс: «Значение есть путь от мысли к слову».

Психологическими исследованиями установлено, что значение слова на всех этапах развития ребенка не остается неизменным, а напротив, претерпевает сложнейшее развитие. На самых ранних этапах развития слова не разграничиваются друг от друга. Слово выступает для ребенка как компонент целой ситуации, которая включает в себя ряд неязыковых явлений. В процессе совместной деятельности со взрослым ребенок узнает и запоминает названия отдельных предметов, их свойств, качеств, действий.

Несформированность высших психических процессов не дает возможности ребенку усвоить многочисленные понятия, названия предметов, признаков, действий и явлений окружающей жизни. Поэтому исследователи отмечают перенесение названия одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом [2]. Ребенок использует слово для названия ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков, а также общее функциональное назначение предметов.

По мере развития словарного запаса значение слова постепенно уточняется. Это связано с усвоением детьми новых слов, уточнением их значения и дифференцированным употреблением известных слов. Изменение значения слова, по мнению авторов, отражает развитие представлений ребенка об окружающем мире, тесно связано с развитием его мышления.

Как отмечает Ю.С. Маслов, «будучи орудием закрепления, передачи и хранения информации, язык тесно связан с мышлением, со всей духовной деятельностью людей, направленной на познание объективно существующего мира, на его отображение (моделирование) в человеческом сознании. Вместе с тем, образуя теснейшее диалектическое единство, язык и мышление не составляют, однако, тождества: они разные, хотя и взаимосвязанные явления, их области пересекаются, но не совпадают полностью» [11].

При этом он отмечает, что если «вербальное мышление оперирует понятиями, закрепленными в словах, суждениями, умозаключениями, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории… протекает в формах, установившихся в языке, т.е. осуществляется в процессах внутренней или (при «размышлении вслух») внешней речи», то «невербальное мышление не связано с языковым выражением. Этот тип мышления присутствует как у людей, так и у животных. Невербальное мышление проявляется в виде наглядно-чувственных образов, которые возникают в процессе восприятия действительности. Наглядно-чувственные образы формируются на основе ощущений, получаемых нашими органами восприятия» [11].

Страницы: 1 2 3 4


Как человеческий организм реагирует на стресс
Каковы возможные реакции организма человека на стресс? 1. Реакция стресса. Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса, т.е.стресс. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся си ...

Первое занятие посвящено теме "Творчество".
В начале каждого занятия рассматриваем с учащимися репродукции картин разных художников. Рассматриваем и сравниваем деревенские пейзажи Клода Моне и "Хижины" Ван Гога, пейзажи А.И. Куинджи, А.И. Левитана, Мориса де Вламинка, В.Э. Борисова-Мусатова. Рассматриваем и сравниваем женские портреты "Портрет молодой женщины" ...

Нарушения чувствительности
Диспарейния, или гениталгия Диспарейнией, или гениталгией, называют болезненные ощущения в области половых органов. Они могут быть как соматогенного, так и психогенного происхождения. В первом случае причиной их чаще всего бывают воспалительные процессы или травмы половых органов, во втором — психические факторы. В зависимости от связ ...