RSS Feed

Соотношение личности и профессии

Психология » Основы психологии труда » Соотношение личности и профессии

Парсон считал, что для правильного выбора профессии индивиду необходимо иметь ясное представление о себе и своих способностях. Соотношение независимых личностных особенностей с соответствующими профессиональными функциями и составляет механизм выбора профессии.

Шандриков, Кудрявцев и Климов признают факт влияния профессии на личность и изменение личности в ходе профессиональной деятельности. Процесс формирования личности профессионала получил название профессионализация.

В нем выделяют 4 этапа:

1) поиск и выбор профессии

2) освоение профессии

3) социальная и профессиональная адаптация

4) выполнение профессиональной деятельности.

Е.А. Климов выделяет следующие значения понятия «профессии»:

* профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни. Уровень жизни может различаться у профессионалов с разной степенью успешности, но базовая система ценностей у представителей данной профессии примерно одинаковая.

* профессия как область приложения сил связана с выделением самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога.

* профессия как деятельность и область проявления личности. Она позволяет человеку реализовать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала.

* профессия как исторически развивающаяся система. Профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста.

* профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Культурно-историческая ситуация не является потенциально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Идеальный вариант, когда работник даже неблагоприятные обстоятельства умеет использовать во благо.

Основные характеристики профессии:

а) это ограниченный вид трудовой деятельности

б) это общественно полезная деятельность

в) это деятельность, предполагающая специальную подготовку

г) это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение

д) деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус

е) это отношение к данной работе как к своей профессии.


Фазы развития творческих умений личности
Понамарев Я.А. выделяет четыре фазы: 1) Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи. 2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровне подсознания). 3) Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознатель ...

Выводы
Сопоставив данные, полученные в результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы: · Большинство родителей, имеют такое устойчиво сформированное качество личности как ответственность, что, на основании целостного подхода к анализу личности, позволяет сделать вывод о наличии в их структуре родительства такого компонен ...

Предисловие
Тема личностного кризиса – не слишком разработанная в психологической науке тема. Наибольшее внимание в разработке этой проблемы всегда уделялось возрастным кризисам и в особенности кризисам ранних возрастов (детским и подростковым). Целью данной работы является рассмотрение индивидуального, ненормативного кризиса, его протекания в жизн ...