Анализ результатов исследованияСтраница 3
В таблице 3 представлены количественные результаты, полученные при проведении методики «Сложи полоски».
С предложенным заданием не справились 16,7% детей с нормальным развитием и 50% детей с задержкой психического развития. Часто дети просто «соединяли» полоски, не меняя их расположения. Возможно, причиной этому, послужило то, что детям давалась инструкция (сложи полоски так, чтобы получилась лесенка) без каких-либо дополнительных пояснений. На это указывает и то, что при оказании помощи дошкольники успешно справлялись с заданием. Данную особенность можно объяснить непониманием инструкции, а также недостаточной целенаправленностью и объёмом внимания.
Таким образом, дети с задержкой психического развития затрудняются распределить предметы от большего по величине к меньшему или наоборот.
В таблице 4 представлены количественные данные, полученные при проведении методики «Определи, какой предмет».
Таблица 4. Восприятие дошкольниками величин предметов (в % от общего числа испытуемых)
Категория детей |
Показ предмета определённой величины по называнию её взрослым |
Называние величин предмета |
Дети с нормальным развитием |
97,5 |
65,8 |
Дети с задержкой психического развития |
90,8 |
40,8 |
Данная методика позволила определить представления детей об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами: большой и маленький, длинный и короткий, широкий и узкий, высокий и низкий, толстый и тонкий.
Исходя из представленных данных, видно, что 97,5% детей с нормальным психическим развитием и 90,8% детей с проблемами в развитии правильно показывают предмет, требуемой величины. Высокий процент верных ответов свидетельствует о том, что дети знают названия величин.
Однако только 40,8% детей с задержкой психического развития правильно употребляют слова, обозначающие отношения по величине. Это свидетельствует о том, что у детей недостаточны и фрагментарны знания об окружающем мире, а также, что они редко пользуются данными понятиями в повседневной жизни.
В основном ошибки, допускаемые дошкольниками, характеризуются подменой понятий (например, вместо «низкий» дети говорят «маленький»). Это может быть обусловлено тем, что в повседневной жизни дети не используют специальные характеристики предметов.
Наиболее сложными понятиями для дошкольников с нормальным психическим развитием являются – широкий и узкий, в отличие от детей с ЗПР, для которых все данные понятия вызывают трудности (приложение 1).
У старших дошкольников есть в пассивном словаре слова – названия величин, однако дети не используют их в своей речи.
Ни один ребёнок не назвал большой предмет маленьким или наоборот. Это может свидетельствовать о том, что у детей есть представления об отношениях по величине, но не усвоены соответствующие им понятия.
Таким образом, наиболее сложными для понимания детей с задержкой психического развития являются отношения по величине.
Особенности проявления волевой готовности
Мы более подробно остановимся на волевой готовности ребенка к школе.
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиям ...
Противопоказания к деятельности практического психолога
Противопоказания:
* незрелость личности;
* низкая сила «ЭГО»;
* низкий интеллект;
* отсутствие эмпатии;
* недостаточная независимость мнения;
* невозможность решать свои проблемы;
* излишняя заторможенность;
* плохое сопротивление стрессу;
* потребность в гиперопеке;
* высокая тревожность;
* чувство виновной ничтожности.
Рек ...
Надежность субъекта труда
Надежность субъекта труда – это уровень безопасности, безошибочности и своевременности рабочих операций при взаимодействии с технической системой или другими специалистами. Период надежности является производным от периода эффективности. Надежные связи со всеми свойствами системы «человек-машина-среда», которые обеспечивают ее адекватно ...