RSS Feed

Анализ результатов исследования
Страница 3

В таблице 3 представлены количественные результаты, полученные при проведении методики «Сложи полоски».

С предложенным заданием не справились 16,7% детей с нормальным развитием и 50% детей с задержкой психического развития. Часто дети просто «соединяли» полоски, не меняя их расположения. Возможно, причиной этому, послужило то, что детям давалась инструкция (сложи полоски так, чтобы получилась лесенка) без каких-либо дополнительных пояснений. На это указывает и то, что при оказании помощи дошкольники успешно справлялись с заданием. Данную особенность можно объяснить непониманием инструкции, а также недостаточной целенаправленностью и объёмом внимания.

Таким образом, дети с задержкой психического развития затрудняются распределить предметы от большего по величине к меньшему или наоборот.

В таблице 4 представлены количественные данные, полученные при проведении методики «Определи, какой предмет».

Таблица 4. Восприятие дошкольниками величин предметов (в % от общего числа испытуемых)

Категория детей

Показ предмета определённой величины по называнию её взрослым

Называние величин предмета

Дети с нормальным развитием

97,5

65,8

Дети с задержкой психического развития

90,8

40,8

Данная методика позволила определить представления детей об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами: большой и маленький, длинный и короткий, широкий и узкий, высокий и низкий, толстый и тонкий.

Исходя из представленных данных, видно, что 97,5% детей с нормальным психическим развитием и 90,8% детей с проблемами в развитии правильно показывают предмет, требуемой величины. Высокий процент верных ответов свидетельствует о том, что дети знают названия величин.

Однако только 40,8% детей с задержкой психического развития правильно употребляют слова, обозначающие отношения по величине. Это свидетельствует о том, что у детей недостаточны и фрагментарны знания об окружающем мире, а также, что они редко пользуются данными понятиями в повседневной жизни.

В основном ошибки, допускаемые дошкольниками, характеризуются подменой понятий (например, вместо «низкий» дети говорят «маленький»). Это может быть обусловлено тем, что в повседневной жизни дети не используют специальные характеристики предметов.

Наиболее сложными понятиями для дошкольников с нормальным психическим развитием являются – широкий и узкий, в отличие от детей с ЗПР, для которых все данные понятия вызывают трудности (приложение 1).

У старших дошкольников есть в пассивном словаре слова – названия величин, однако дети не используют их в своей речи.

Ни один ребёнок не назвал большой предмет маленьким или наоборот. Это может свидетельствовать о том, что у детей есть представления об отношениях по величине, но не усвоены соответствующие им понятия.

Таким образом, наиболее сложными для понимания детей с задержкой психического развития являются отношения по величине.

Страницы: 1 2 3 4


Методы выявления конфликта и конфликтности
Посмотрите на изображенные фигуры и опишите их соотношения друг с другом. Что вам бросилось в глаза? Заметили ли вы, что все фигуры подобны, т.е. что все они овалы, или вы заметили, что две из них вытянуты по вертикали, а одна по горизонтали? В сущности, важно то, что вы старались обнаружить: их сходство или их различие. Человек, ск ...

Принципы проведения профконсультации
1. Активизация профессионального и личностного самоопределения. 2. Презумпция пригодности: человек считается пригодным для овладения любой профессией до тех пор, пока не будет "доказана его непригодность". 3. Ориентация на личность оптанта, его индивидуальные пожелания. 4. Научно обоснованный подбор диагностических методик. ...

Роль группы в социализации подростков
Принадлежность к группе позволяет удовлетворить многие потребности юного человека. Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить с друзьями общие интересы и увлечения, очень важны для них верность, честность и отзывчивость. Позднее подростки ищут такого контакта, который позволил бы им найти понимание и с ...