RSS Feed

Анализ результатов исследования
Страница 3

В таблице 3 представлены количественные результаты, полученные при проведении методики «Сложи полоски».

С предложенным заданием не справились 16,7% детей с нормальным развитием и 50% детей с задержкой психического развития. Часто дети просто «соединяли» полоски, не меняя их расположения. Возможно, причиной этому, послужило то, что детям давалась инструкция (сложи полоски так, чтобы получилась лесенка) без каких-либо дополнительных пояснений. На это указывает и то, что при оказании помощи дошкольники успешно справлялись с заданием. Данную особенность можно объяснить непониманием инструкции, а также недостаточной целенаправленностью и объёмом внимания.

Таким образом, дети с задержкой психического развития затрудняются распределить предметы от большего по величине к меньшему или наоборот.

В таблице 4 представлены количественные данные, полученные при проведении методики «Определи, какой предмет».

Таблица 4. Восприятие дошкольниками величин предметов (в % от общего числа испытуемых)

Категория детей

Показ предмета определённой величины по называнию её взрослым

Называние величин предмета

Дети с нормальным развитием

97,5

65,8

Дети с задержкой психического развития

90,8

40,8

Данная методика позволила определить представления детей об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами: большой и маленький, длинный и короткий, широкий и узкий, высокий и низкий, толстый и тонкий.

Исходя из представленных данных, видно, что 97,5% детей с нормальным психическим развитием и 90,8% детей с проблемами в развитии правильно показывают предмет, требуемой величины. Высокий процент верных ответов свидетельствует о том, что дети знают названия величин.

Однако только 40,8% детей с задержкой психического развития правильно употребляют слова, обозначающие отношения по величине. Это свидетельствует о том, что у детей недостаточны и фрагментарны знания об окружающем мире, а также, что они редко пользуются данными понятиями в повседневной жизни.

В основном ошибки, допускаемые дошкольниками, характеризуются подменой понятий (например, вместо «низкий» дети говорят «маленький»). Это может быть обусловлено тем, что в повседневной жизни дети не используют специальные характеристики предметов.

Наиболее сложными понятиями для дошкольников с нормальным психическим развитием являются – широкий и узкий, в отличие от детей с ЗПР, для которых все данные понятия вызывают трудности (приложение 1).

У старших дошкольников есть в пассивном словаре слова – названия величин, однако дети не используют их в своей речи.

Ни один ребёнок не назвал большой предмет маленьким или наоборот. Это может свидетельствовать о том, что у детей есть представления об отношениях по величине, но не усвоены соответствующие им понятия.

Таким образом, наиболее сложными для понимания детей с задержкой психического развития являются отношения по величине.

Страницы: 1 2 3 4


Варианты психосоматических нарушений
Ложная беременность, описывавшаяся в прошлом психиатрами как «нервная беременность», представляет собой яркий пример психогенной драматизации. Это очень редкое в наши дни явление показывает, в какой степени и в каких границах может измениться женское тело под влиянием аутосуггестивных представлений. Мнимая беременность встречается чаще ...

Самоубийство и соматические заболевания
Некоторые физические заболевания повышают степень риска самоубийства. ...

Конспект статьи Макарушкина М.А., Эйдман Е.В., Иванникова В.Л. Проблема воли в зарубежной психологии.
В последние годы западная психология как бы вновь открывает для себя проблему воли, о чем свидетельствуют высказывания и работы видных психологов. Первым научным экспериментальным исследованием воли была работа Н. Аха (1905), хотя он сам говорил о своих предшественниках Е. Кольмоттере и К. Ригере. Н. Ах предложил метод «систематического ...