RSS Feed

Анализ результатов исследования
Страница 1

Количественные данные, полученные при проведении методики «Цвета» представлены в таблице 1.

Таблица 1. Восприятие дошкольниками основных и дополнительных цветов (в % от общего числа испытуемых)

самосвалы 8х4

Категория детей

Выбор основного цвета при назывании его взрослым

Называние основного цвета

Выбор дополнительного цвета при назывании его взрослым

Называние дополнительного цвета

Дети с нормальным развитием

98,6

98,6

89

79,1

Дети с задержкой психического развития

91,7

84,7

50

34,7

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что у детей с ЗПР представления о цвете менее сформированы, чем у детей с нормальным развитием. Наибольшие трудности у дошкольников возникли в назывании (у 65,3% детей) и узнавании (у 50% детей) дополнительных цветов, таких как оранжевый, голубой, фиолетовый, розовый и малиновый. Данные цвета дети либо не называют, либо называют соответствующим основным цветом (например, голубой цвет называют синим). Наиболее интересными оказались результаты ответов дошкольников с задержкой психического развития о розовом цвете, так как четыре ребёнка правильно назвали цвет, четверо – не предложили ни одной версии, а оставшиеся четверо детей назвали его голубым и синим (см. приложение 1). Это может быть обусловлено, тем, что дошкольники не изучали данный оттенок на занятиях в детском саду, или недостатками зрительного восприятия.

91,7% детей с ЗПР и 98,6% детей с нормальным развитием не допускают ошибок при выборе необходимого основного цвета. Незначительная разница показателей позволяет сделать вывод о том, что дошкольники с задержкой психического развития есть представления об основных цветах.

Исходя из представленных в таблице данных, видно, что 84,7% дошкольников с проблемами в развитии и 98,6% детей с нормальным развитием правильно называют предъявляемые им основные цвета. Высокие показатели говорят о том, что слова-названия цветов имеются в активном словаре дошкольников, и они их используют в своей речи.

50% детей с проблемами в развитии и 89% детей с нормальным развитием правильно выбирают дополнительные цвета при назывании их экспериментатором. У детей с задержкой психического развития представления о дополнительных цветах менее сформированы, чем у детей с нормальным психическим развитием.

Согласно таблице 1, 34,7% дошкольников с ЗПР и 79,1% нормально развивающихся сверстников самостоятельно называют дополнительные цвета. Низкий процент выполнения данного задания детьми с проблемами в развитии может быть обусловлен трудностями запоминания названий дополнительных цветов, недостатками зрительного восприятия этих цветов (дети путают данные цвета между собой, например, коричневый и оранжевый, малиновый и розовый). Как указывалось выше, дошкольники называют вместо дополнительных цветов соответствующие им основные цвета. А также, не мало важным является, то, что дети и их близкие родственники недостаточно часто пользуются названиями дополнительных цветов в повседневной жизни.

Страницы: 1 2 3 4


Диагностика мотивации Мотивация к успеху
Тест предложен Т. Элерсом, оценивает силу мотивации к достижению цели, к успеху. Инструкция. На предложенные вопросы ответьте в зависимости от вашего согласия («да») или несогласия («нет»). Рядом с каждым номером вопроса, который соответствует «да», поставьте знак +. Не раздумывайте долго. Отвечайте так, как это реально происходит в ва ...

Теория социального капитала. Понятие социального капитала. Основные подходы к исследованию концепции социального капитала
Основы исследования концепции социального капитала сложились в трудах Э. Дюркгейма и М. Вебера. Они полагали, что при определенных условиях доверие может перестать быть индивидуальным качеством, характеризующим личность, и распространяться в целом на социальную группу или общество. Впервые термин «социальный капитал» использовал исслед ...

Результаты диагностики личностных особенностей и содержания временной перспективы в раннем юношеском возрасте
У всех испытуемых данного возраста значимость событий из настоящего оказалась самой низкой, значимость событий прошлого и будущего значительно выше с преобладанием предпочтения будущему. У значительной части испытуемых (40 %) отсутствовали связи между представлениями о времени (круги располагались отдельно друг от друга, занимали небол ...