RSS Feed

Анализ результатов исследования
Страница 1

Количественные данные, полученные при проведении методики «Цвета» представлены в таблице 1.

Таблица 1. Восприятие дошкольниками основных и дополнительных цветов (в % от общего числа испытуемых)

Категория детей

Выбор основного цвета при назывании его взрослым

Называние основного цвета

Выбор дополнительного цвета при назывании его взрослым

Называние дополнительного цвета

Дети с нормальным развитием

98,6

98,6

89

79,1

Дети с задержкой психического развития

91,7

84,7

50

34,7

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что у детей с ЗПР представления о цвете менее сформированы, чем у детей с нормальным развитием. Наибольшие трудности у дошкольников возникли в назывании (у 65,3% детей) и узнавании (у 50% детей) дополнительных цветов, таких как оранжевый, голубой, фиолетовый, розовый и малиновый. Данные цвета дети либо не называют, либо называют соответствующим основным цветом (например, голубой цвет называют синим). Наиболее интересными оказались результаты ответов дошкольников с задержкой психического развития о розовом цвете, так как четыре ребёнка правильно назвали цвет, четверо – не предложили ни одной версии, а оставшиеся четверо детей назвали его голубым и синим (см. приложение 1). Это может быть обусловлено, тем, что дошкольники не изучали данный оттенок на занятиях в детском саду, или недостатками зрительного восприятия.

91,7% детей с ЗПР и 98,6% детей с нормальным развитием не допускают ошибок при выборе необходимого основного цвета. Незначительная разница показателей позволяет сделать вывод о том, что дошкольники с задержкой психического развития есть представления об основных цветах.

Исходя из представленных в таблице данных, видно, что 84,7% дошкольников с проблемами в развитии и 98,6% детей с нормальным развитием правильно называют предъявляемые им основные цвета. Высокие показатели говорят о том, что слова-названия цветов имеются в активном словаре дошкольников, и они их используют в своей речи.

50% детей с проблемами в развитии и 89% детей с нормальным развитием правильно выбирают дополнительные цвета при назывании их экспериментатором. У детей с задержкой психического развития представления о дополнительных цветах менее сформированы, чем у детей с нормальным психическим развитием.

Согласно таблице 1, 34,7% дошкольников с ЗПР и 79,1% нормально развивающихся сверстников самостоятельно называют дополнительные цвета. Низкий процент выполнения данного задания детьми с проблемами в развитии может быть обусловлен трудностями запоминания названий дополнительных цветов, недостатками зрительного восприятия этих цветов (дети путают данные цвета между собой, например, коричневый и оранжевый, малиновый и розовый). Как указывалось выше, дошкольники называют вместо дополнительных цветов соответствующие им основные цвета. А также, не мало важным является, то, что дети и их близкие родственники недостаточно часто пользуются названиями дополнительных цветов в повседневной жизни.

Страницы: 1 2 3 4


Теоретические основы зависимости семейной жизни от профессии супругов. Понятие семьи
Семья как относительно замкнутая малая группа обладает своей социально-психологической структурой межличностных отношений. При их изучении на первый план выступают функционально ролевые связи – следования социально заданным нормам поведения, образцам и ролям, зафиксированным в этой или иной культуре. Семья представляет собой сложное со ...

Управление поведением индивида внутри организации
Стратегическая реализация целей деятельности организации предполагает разработку определенной системы воздействия на сотрудников, то есть управление их поведением. Управление поведением – система мер для формирования принципов, норм поведения людей в организации, которая позволяет организации достичь поставленных целей в заданные сроки ...

Психологические особенности подростков, воспитывающихся в приюте
Известно, что дети с раннего возраста находящиеся в детских учреждения интернатного типа, по ряду существенных психологических характеристик отличаются от детей, воспитывающихся в семье: по одним параметрам учащиеся школы-интерната находятся на уровне своих сверстников из обычных школ или даже несколько опережают их, по другим не только ...