RSS Feed

Работоспособность субъекта труда. Динамика работоспособности

Психология » Основы психологии труда » Работоспособность субъекта труда. Динамика работоспособности

Успешное выполнение трудовых задач и удовлетворенность этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности. Работоспособность формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.

Работоспособность – это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени, с необходимым уровнем эффективности и качества.

Работоспособность определяется качествами субъекта труда: психологическими, профессиональными, физиологическими.

Максимальная активность деятельности головного мозга определяется часами суток, днями, неделями, месяцами года. Активность и пассивность мозга определяется биоритмами. Самый важный биоритм – суточный. В нем замечено, что на 5–6 часов утра приходится самый значительный физиологический подъем и самая высокая умственная работоспособность.

Дневные ритмы организма образуют определенную последовательность подъемов и спадов работоспособности в течение суток. Колебание уровня работоспособности в течение суток представлена следующим образом:

1) 8–12 часов – первый подъем работоспособности (человек сильный)

11 часов первый пик повышенной работоспособности (наиболее сильный человек)

2) в 13 часов резко снижается работоспособность, чувствуется усталость, первый период прошел

3) 13–15 часов – минимальная физиологическая и интеллектуальная активность (наиболее слабый человек)

4) 15–20 часов – второй подъем работоспособности.

16 часов – второй пик повышенной работоспособности

5) 22–23 часа – физиологический спад.

Работоспособность не является стабильной величиной и в течение недели. Она подвержена определенным изменениям. Первые дни недели работоспособность увеличивается постепенно, с постепенным вхождением в работу, достигая наивысшего уровня в среду. Постепенно работоспособность снижается и резко падает к субботе.

Устойчивая работоспособность – это результат знаний ритмики и динамики, результат упражнений и тренировок в деятельности, результат знания и соблюдения гигиены труда.

В динамике работоспособности выделяют три этапа:

1. предрабочий

– в организме возникают физиологические изменения, в которых выражена подготовка к принятию нагрузок. Эти упреждающие действия целесообразны. Они получили название – преднастройка. В результате преднастройки к началу работы возникает определенное предрабочее состояние, характеризующее степень подготовленности к ней.

В состоянии физиологической готовности происходит оптимальный подъем возбудимости мозга, устанавливаются необходимые доминанты, активизируются функциональные системы необходимые для выполнения деятельности.

2. рабочий

– в нем выделяют три фазы:

* врабатывание

– в начале работы настройка нервной деятельности, она продолжается и окончательно завершается. Врабатывание бывает: экстренное (около 10 мин.) и тонкое

(60–90 мин.)

* фаза оптимальной работоспособности – длится при непрерывной работе средней трудности около 3,5–4 часа. При более длительной работе без достаточного отдыха наступает фаза утомления.

* фаза утомления – характеризуется прогрессивным снижением работоспособности.

Одна из основных задач организации труда – максимально возможное удлинение фазы оптимальной работоспособности и предупреждение фазы развития утомления.

3. послерабочий

– происходит восстановление измененных функций организма. Его продолжительность зависит от трудностей выполняемой работы, степени развития утомления, подготовленности условий труда, восстановительных возможностей организма и состояния здоровья – восстановительный этап.


Бланк ответов
Подсчет баллов Показатели Номера высказываний Нормы Адаптивность 4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, (68-170) 68-136 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98 Дезадаптивность 2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, (68-170) 68-136 ...

Оказание помощи суицидальному человеку
Зачастую, когда человек говорит, что он "устал от жизни" или "не видит в жизни никакого смысла", его слова либо не принимают всерьез, либо ему приводят примеры других людей, которым удалось успешно справиться с еще большими трудностями. Ни один из этих ответов не окажет на самом деле помощи суицидальному человеку. П ...

Эксперимент как метод исследования возрастной психологии
Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ставит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого. Выд ...