Работоспособность субъекта труда. Динамика работоспособности
Успешное выполнение трудовых задач и удовлетворенность этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности. Работоспособность формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.
Работоспособность – это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени, с необходимым уровнем эффективности и качества.
Работоспособность определяется качествами субъекта труда: психологическими, профессиональными, физиологическими.
Максимальная активность деятельности головного мозга определяется часами суток, днями, неделями, месяцами года. Активность и пассивность мозга определяется биоритмами. Самый важный биоритм – суточный. В нем замечено, что на 5–6 часов утра приходится самый значительный физиологический подъем и самая высокая умственная работоспособность.
Дневные ритмы организма образуют определенную последовательность подъемов и спадов работоспособности в течение суток. Колебание уровня работоспособности в течение суток представлена следующим образом:
1) 8–12 часов – первый подъем работоспособности (человек сильный)
11 часов первый пик повышенной работоспособности (наиболее сильный человек)
2) в 13 часов резко снижается работоспособность, чувствуется усталость, первый период прошел
3) 13–15 часов – минимальная физиологическая и интеллектуальная активность (наиболее слабый человек)
4) 15–20 часов – второй подъем работоспособности.
16 часов – второй пик повышенной работоспособности
5) 22–23 часа – физиологический спад.
Работоспособность не является стабильной величиной и в течение недели. Она подвержена определенным изменениям. Первые дни недели работоспособность увеличивается постепенно, с постепенным вхождением в работу, достигая наивысшего уровня в среду. Постепенно работоспособность снижается и резко падает к субботе.
Устойчивая работоспособность – это результат знаний ритмики и динамики, результат упражнений и тренировок в деятельности, результат знания и соблюдения гигиены труда.
В динамике работоспособности выделяют три этапа:
1. предрабочий
– в организме возникают физиологические изменения, в которых выражена подготовка к принятию нагрузок. Эти упреждающие действия целесообразны. Они получили название – преднастройка. В результате преднастройки к началу работы возникает определенное предрабочее состояние, характеризующее степень подготовленности к ней.
В состоянии физиологической готовности происходит оптимальный подъем возбудимости мозга, устанавливаются необходимые доминанты, активизируются функциональные системы необходимые для выполнения деятельности.
2. рабочий
– в нем выделяют три фазы:
* врабатывание
– в начале работы настройка нервной деятельности, она продолжается и окончательно завершается. Врабатывание бывает: экстренное (около 10 мин.) и тонкое
(60–90 мин.)
* фаза оптимальной работоспособности – длится при непрерывной работе средней трудности около 3,5–4 часа. При более длительной работе без достаточного отдыха наступает фаза утомления.
* фаза утомления – характеризуется прогрессивным снижением работоспособности.
Одна из основных задач организации труда – максимально возможное удлинение фазы оптимальной работоспособности и предупреждение фазы развития утомления.
3. послерабочий
– происходит восстановление измененных функций организма. Его продолжительность зависит от трудностей выполняемой работы, степени развития утомления, подготовленности условий труда, восстановительных возможностей организма и состояния здоровья – восстановительный этап.
Эмпирическое исследование
Описание эмпирической базы и психодиагностических методов исследования.
Эмпирическая база исследования:
Психодиагностическое исследование проводилось в декабре 2006-го года. В данном исследовании было опрошено 26 респондентов, учащихся 11-го А класса средней общеобразовательной школы № 1179 Южного административного округа города Москв ...
Термины
ИНДИВИД — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — своеобразное сочетание индивидных (см. индивид) свойств человека, отличающее его от других людей.
ЛИЧНОСТЬ — понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств ч ...
Школьный и юношеский периоды
Основной деятельностью школьного детства является учебная, в ходе которой ребенок не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношениях.
Школьный онтогенез охватывает следующие возрастные периоды: младший школьный возраст – 7-10 ...