RSS Feed

Работоспособность субъекта труда. Динамика работоспособности

Психология » Основы психологии труда » Работоспособность субъекта труда. Динамика работоспособности

Успешное выполнение трудовых задач и удовлетворенность этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности. Работоспособность формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.

Работоспособность – это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени, с необходимым уровнем эффективности и качества.

Работоспособность определяется качествами субъекта труда: психологическими, профессиональными, физиологическими.

Максимальная активность деятельности головного мозга определяется часами суток, днями, неделями, месяцами года. Активность и пассивность мозга определяется биоритмами. Самый важный биоритм – суточный. В нем замечено, что на 5–6 часов утра приходится самый значительный физиологический подъем и самая высокая умственная работоспособность.

Дневные ритмы организма образуют определенную последовательность подъемов и спадов работоспособности в течение суток. Колебание уровня работоспособности в течение суток представлена следующим образом:

1) 8–12 часов – первый подъем работоспособности (человек сильный)

11 часов первый пик повышенной работоспособности (наиболее сильный человек)

2) в 13 часов резко снижается работоспособность, чувствуется усталость, первый период прошел

3) 13–15 часов – минимальная физиологическая и интеллектуальная активность (наиболее слабый человек)

4) 15–20 часов – второй подъем работоспособности.

16 часов – второй пик повышенной работоспособности

5) 22–23 часа – физиологический спад.

Работоспособность не является стабильной величиной и в течение недели. Она подвержена определенным изменениям. Первые дни недели работоспособность увеличивается постепенно, с постепенным вхождением в работу, достигая наивысшего уровня в среду. Постепенно работоспособность снижается и резко падает к субботе.

Устойчивая работоспособность – это результат знаний ритмики и динамики, результат упражнений и тренировок в деятельности, результат знания и соблюдения гигиены труда.

В динамике работоспособности выделяют три этапа:

1. предрабочий

– в организме возникают физиологические изменения, в которых выражена подготовка к принятию нагрузок. Эти упреждающие действия целесообразны. Они получили название – преднастройка. В результате преднастройки к началу работы возникает определенное предрабочее состояние, характеризующее степень подготовленности к ней.

В состоянии физиологической готовности происходит оптимальный подъем возбудимости мозга, устанавливаются необходимые доминанты, активизируются функциональные системы необходимые для выполнения деятельности.

2. рабочий

– в нем выделяют три фазы:

* врабатывание

– в начале работы настройка нервной деятельности, она продолжается и окончательно завершается. Врабатывание бывает: экстренное (около 10 мин.) и тонкое

(60–90 мин.)

* фаза оптимальной работоспособности – длится при непрерывной работе средней трудности около 3,5–4 часа. При более длительной работе без достаточного отдыха наступает фаза утомления.

* фаза утомления – характеризуется прогрессивным снижением работоспособности.

Одна из основных задач организации труда – максимально возможное удлинение фазы оптимальной работоспособности и предупреждение фазы развития утомления.

3. послерабочий

– происходит восстановление измененных функций организма. Его продолжительность зависит от трудностей выполняемой работы, степени развития утомления, подготовленности условий труда, восстановительных возможностей организма и состояния здоровья – восстановительный этап.


Понятие нервно-психической устойчивости
Эмоциональная устойчивость в понятии "нервно-психическая устойчивость", в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л.М. Аболин, М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко и др. Так некоторые авторы рассматривают нервно-психическую устойчивость как "устойчивость эмоций", а не функцио ...

Особенности развития внимания в детском возрасте
Историю развития внимания пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции. Он писал, что история развития внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. Произвольное внимание возникает из ...

Метод опроса
Метод опроса представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. лица, отвечающего на вопросы исследователя. Опрос является одним из самых распространенных, хотя и не очень ...