RSS Feed

Копинг-поведение в стрессовой ситуации
Страница 2

Психология » Копинг-поведение в стрессовых ситуациях » Копинг-поведение в стрессовой ситуации

Копинг представляет собой многомерный процесс когнитивных и бихевиоральных стратегий, которые используют люди для управления требованиями в специфических стрессовых ситуациях [12].

Вопрос о динамики копинга напрямую связан с проблемой прогноза того или иного поведения человека в стрессовой ситуации.

Социальный контекст копинга, а именно специфика и особенности события, с которыми взаимодействует человек в процессе преодоления, способны влиять на процесс совладания. Значение ситуационных детерминант подчеркивается в ряде работ [5, 6, 9, 14 и др.].

Так, например, С.К. Нартова-Бочавер отмечает, что "…ситуация во многом определяет логику поведения человека и меру ответственности за результат его поступка" [6, С.20]. Х Хекхаузен пишет о том, что "особенности ситуации … в большей степени детерминируют поведение, чем диспозиции субъекта" [9, С.75].

Стрессовая ситуация оказывает на личность значительное влияние.

А.О. Прохоров подчеркивает ее значимость для появления новых личностных образований, таких как появление новых ценностей, изменение отношения к людям, появление осмысленности жизни и пр. [8]. Н.В. Волкова отмечает значимость критических ситуаций в условиях реализации "базовых" ценностей для личности [4].

Учет специфики ситуации и основных ее характеристик играет важную роль в ситуационном подходе к копингу.

По мнению Л.И. Дементий, существует ряд методологически важных положений при исследовании копинга. Одно из них связано с тем, что эффективность преодоления во многом зависит от разницы в объективных параметрах стрессора и их субъективной оценки [5].

Л.И. Анцыферова указывает на то, что поведение во многом детерминировано не объективно заданной ситуацией, а ее субъективной оценкой и восприятием, однако нельзя недоучитывать и объективные показатели ситуации, которые отражаются в субъективной репрезентации индивида [2].

Зарубежные исследователи Сингер и Девидсон отмечают, что люди по-разному интерпретируют стрессовую ситуацию. Они могут оценивать ее как угрозу или как требование. Стрессовые последствия, по мнению ученых, возможны только в том случае, если событие воспринимается индивидом как угроза, если же событие воспринимается как требование, то это вызовет другой способ ответа на него. По их мнению, оценка того или иного стрессового события зависит от оценки личности своих ресурсов совладания со стрессором, которые могут быть основаны на индивидуальном опыте, знаниях или практики или же на самооценке, восприятии собственной компетентности и др. На сегодняшний день, как указывают Сингер и Девидсон, вопрос остается открытым по поводу того, какие характеристики среды или личности могут оказывать наибольшее влияние на процесс преодоления [14].

Когнитивная оценка стрессовой ситуации, согласно теории Фолькмана и Лазаруса, является ключевым механизмов, обуславливающим процесс преодоления [11].

Лазарус предлагает две формы оценки – первичную и вторичную. При первичной оценке человек оценивает свои ресурсы, другими словами отвечает на следующий вопрос - "Что я имею для преодоления этой ситуации?". Ответ на этот вопрос содействует качеству его эмоциональных реакций и их интенсивности. При вторичной оценке человек оценивает свои возможные действия и прогнозирует ответные действия среды. Другими словами задает следующие вопросы - "Что я могу сделать? Какие у меня стратегии преодоления? И как среда ответит на мои действия?". Ответ влияет на тип копинг-стратегий, которые будут выбраны для управления стрессовой ситуацией [11, 12].

Л.И. Анцыферова указывает на значимую роль способности к оценке ситуации, от которой зависит адекватный выбор стратегий преодоления. Характер оценки во многом зависит от уверенности человека в собственном контроле ситуации и возможности ее изменения. Автор вводит термин "когнитивное оценивание", определяя его как некую активность личности, а именно "…процесс распознавания особенностей ситуации, выявление негативных и позитивных ее сторон, определение смысла и значения происходящего" [1, с.7]. От того, как у человека работает механизм когнитивного оценивания, по мнению Л.И. Анцыферовой, зависят стратегии, которые будет использовать человек при разрешении трудной ситуации. Результат когнитивного оценивания – вывод человека о том, сможет ли он разрешить данную ситуацию или нет, сможет ли он контролировать ход развития событий или ситуация неподконтрольна ему. По словам Л. И. Анцыферовой, если субъект расценивает ситуацию как подконтрольную, то он склонен применять для ее разрешения конструктивные копинг – стратегии [1].

Страницы: 1 2 3 4


Экспериментально-генетический метод
Наряду со структурно-аналитическим методом в психологии широко используется экспериментально-генетический метод, имеющий особенно большое значение для детской (генетической) психологии. С его помощью экспериментатор может исследовать происхождение и развитие у ребенка тех или иных психических процессов, изучать, какие этапы в него включ ...

Иерархическая модель развития индивидуальности
Индивидуальные различия многообразны. Они затрагивают разные сферы и проявляются на разных уровнях. Эти инд.различия не рядоположены. Они имеют разный "вес" в индивидуальном и неповторимом облике человека. Линия индивидуальности упорядочена в иерархическую линию. В иерархической модели выделяют 4 уровня: 4. Индивидуальность ...

Психологическое содержание труда
В содержании труда с психологической точки зрения входят: 1) цели (представления о результатах труда). Русалова выделила следующие цели: * материальная заинтересованность * непосредственный интерес к процессу * переживание социальной значимости результатов труда 2) мотивы (это психологические причины, определяющие целенаправленные ...