RSS Feed

Копинг-поведение в стрессовой ситуации
Страница 1

Психология » Копинг-поведение в стрессовых ситуациях » Копинг-поведение в стрессовой ситуации

Проблемно-ориентированный копинг, по мнению авторов Фолькмана и Лазаруса, связан с попытками человека улучшить отношения "человек-среда" путем изменения когнитивной оценки сложившейся ситуации, например, поиском информации о том, что делать и как поступить, или путем удержания себя от импульсивных или поспешных действий. Эмоционально-ориентированный копинг (или временно помогающий) включает в себя мысли и действия, которые имеют своей целью снизить физическое или психологическое влияние стресса. Эти мысли или действия дают чувство облегчения, однако не направлены на устранение угрожающей ситуации, а просто дают человеку почувствовать себя лучше. Примером эмоционально-ориентированного копинга является: избегание проблемной ситуации, отрицание ситуации, мысленное или поведенческое дистанцирование, юмор, использование транквилизаторов для того, чтобы расслабиться [11, 12].

Данная классификация, по мнению Фолькман и Лазарус, не указывает на то, что человек прибегает исключительно к одному типу копинга. Каждый человек использует комплекс приемов и методов как проблемно-ориентированного, так и эмоционально-ориентированного копинга для того, чтобы справиться со стрессом [11].

Т.е. процесс копинга представляет собой комплексный ответ на стресс.

Интересной на наш взгляд представляется расширенная классификация копинга, которую предложили американский исследователь Кавер и его сотрудники [10]. По их мнению, наиболее адаптивными копинг-стратегиями являются те, которые направлены непосредственно на разрешение проблемной ситуации. К таким копинг-стратегиям авторы отнесли следующие:

1. "активный копинг" - активные действия по устранению источника стресса;

2. "планирование" - планирование своих действий в отношении сложившейся проблемной ситуации;

3. "поиск активной общественной поддержки" - поиск помощи, совета у своего социального окружения;

4. "положительное истолкование и рост" - оценка ситуации с точки зрения ее положительных сторон и отношение к ней как к одному из эпизодов своего жизненного опыта;

5. "принятие" - признание реальности ситуации [5, 10]

Другой блок копинг-стратегий, по мнению авторов, также может способствовать адаптации человека в стрессовой ситуации, однако он не связан с активным копингом. К таким стратегиям совладания относятся:

1. "поиск эмоциональной общественной поддержки" - поиск сочувствия и понимания со стороны окружающих;

2. "подавление конкурирующей деятельности" - снижение активности в отношении других дел и проблем и полное сосредоточение на источнике стресса;

3. "сдерживание" - ожидание более благоприятных условий для разрешения ситуации [там же]

Третью группу копинг-стратегий составляют те, которые не являются адаптивными, однако, в некоторых случаях, помогают человеку адаптироваться к стрессовой ситуации и справиться с ней. Это такие приемы преодоления как:

1. "фокус на эмоциях и их выражение" - эмоциональное реагирование в проблемной ситуации;

2. "отрицание" - отрицание стрессового события;

3. "ментальное отстранение" - психологическое отвлечение от источника стресса через развлечения, мечты, сон и пр.;

4. "поведенческое отстранение" - отказ от разрешения ситуации [там же].

Отдельно Кавер выделяет такие копинг-стратегии как "обращение к религии", "использование алкоголя и наркотиков", а также "юмор" [там же].

Приведенная выше классификация копинг-стратегий не означает то, что человек использует какую-то одну из них. В той или иной ситуации личность прибегает к целому комплексу копинг-стратегий в зависимости от своих личностных особенностей и характера ситуации, т.е. существуют паттерны копинга.

Одним из центральных вопросов в теории копинга Фолькмана и Лазаруса является вопрос о его динамике. По мнению авторов, копинг - это динамический процесс с составляющими структурными элементами, т.е. копинг не является постоянным, а подвержен модификации с изменением социального контекста [11].

Страницы: 1 2 3 4


Мышление и обучение
Обучение и развитие мышления идут параллельно и взаимно стимулируют друг друга. Так, переход ребенка с предметного мышления на наглядно-образное способствует расширению его кругозора. В то же время, этот переход становится возможным во многом благодаря обучению. Развитие мышления и обучение начинаются задолго до поступления ребенка в ...

Предмет и задачи дифференциальной психологии
Сам термин "дифференциальная психология" был введен Штерном в 1900 году. Он один из первых ученых собрал современные ему представления о различиях между людьми и на основе этого разработал целую концепцию “Психология индивидуальных различий”, а затем добавил к индивидуальным различиям вопросы, связанные с групповыми различиями ...

Значение экзистенциальной психологии в социальной работе
Одним из самых известных представителей экзистенциального подхода в психологии является Ирвин Ялом. И его теория может широко использоваться не только в практической психологии, терапии и консультировании, но и в социальной работе. Ялом в своей теории исходит из того, базисный конфликт человека обусловлен конфронтацией индивидуума с да ...