RSS Feed

Главной моей задачей являлось вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность, для дальнейшей его адаптации в обществе.
Страница 2

Психология » Психолого-педагогические условия коррекции аутичного ребенка » Главной моей задачей являлось вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность, для дальнейшей его адаптации в обществе.

Все вышеперечисленные приемы относятся к сенсорным играм, как возможности установления контакта с аутичным ребенком. Сенсорный компонент мира приобретает для такого ребенка особую значимость. Поэтому проведение сенсорных игр является своеобразным «соблазнением» ребенка. А если Вам, как и мне удастся приятное переживание при получении нового сенсорного ощущения, то ребенок проникнется к вам доверием, и именно в этом случае можно говорить об установлении эмоционального контакта. Виды сенсорных игр разнообразны. Как я уже называла это игры с красками «Цветная вода» (приложение 1);

Игры с водой. Возня с водой, переливание ее особенно нравиться детям, эти игры имеют и терапевтический эффект (приложение 2).

Игры с мыльными пузырями. Данилу нравилось наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей, с криками восторга он носился по комнате, тут же требовал повторения, но сам выдуть пузыри часто отказывался. Для этого предварительно нужно научить его дуть, сформировывать сильный воздух, будьте осторожны, следите за тем чтобы ребенок не вдувал воду в себя.

Игры со льдом. Заранее приготовьте лед, выдавите вместе ребенком лед из формочки в мисочку: «Смотри, как водичка замерзла: стала холодная и твердая». Затем погрейте его в ладошках, она холодная, и тает. Зимой на прогулке можно обращать внимание ребенка на сосульки, лужи и т.д. Они будут в восторге от таких изменений в природе.

Не менее интересны и игры с крупами. Высыпать гречку в глубокую миску, опустить в нее руки и пошевелить пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ему присоединиться. На следующих занятиях можно использовать другие крупы.

При выборе игр с пластичным материалом (пластилином, глиной, тестом) может быть осложнено его повышенной брезгливостью. И все же, опыт показывает, что если пробовать, предлагая ребенку различные материалы и разные виды одного и того же материала, удается найдти такой, который ему понравиться. Данилу очень нравился пластилин, мы лепили угощения для кукол, предметы быта и т.д.

В заключении об играх хочется сказать следующее:

- если ребенок не включается в игру, не настаивайте, но обязательно попробуйте в следующий раз;

- помните, что ребенка могут испугать новые яркие впечатления, и при признаках страха немедленно прекратите игру;

- понравившаяся игра потребует некоторого количества повторений;

- не затягивайте сюжетную линию, так как произвольное внимание ребенка кратковременно;

- во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая вам в лицо, и ваша реакция даст ему подтверждение того, что вы его понимаете. Это важно!

Учитывая все эти правила можно добиться хороших результатов, и расположения ребенка.

Установив эмоциональный контакт с аутичным ребенком, уже можно работать над его поведением. Я обучала Данила пользоваться горшком, комментируя при этом каждый его шаг. Если же он все делал правильно, то обязательно хвалила его. Очень положительным казалось наглядное предоставление поощрения. Например, разноцветные кружочки, его очень радовали. Он так же научился навыкам самообслуживания: одеваться, умываться и т.д.

Умывание и чистка зубов.

Наиболее трудным для него явилось, как и во всех сферах деятельности, самостоятельное переключение от действия к действию. Мной был проведен очередной пооперационный анализ данной деятельности, результат которого вы можете видеть в таблице (см. приложение 2).

В графе 1 таблицы расположена последовательность действий, которые необходимо выполнить. В графе 2- отмечается доступна ли ему данная операция, т.е. способен ли он сам перейти к следующему действию. В графе 3- отмечается вид помощи, в котором нуждался Данил. Физическая помощь предоставлялась в виде управления руками, при этом я находилась за спиной или с боку; помощь может так же предоставляться в виде указательного жеста или словесной подсказки.

Специфическим методом, зарекомендовавшим себя в качестве эффективной методики по преодолению основных эмоциональных проблем при аутизме, является так называемый метод холдинг – терапии (от англ. Hold – держать), разработанный американским врачом М.Велш. Этот метод помог мне наладить контакт ребенка с матерью. Суть метода в том, что мать привлекает к себе ребенка, обнимает его крепко и удерживает его в своих руках, находясь с ним лицом к лицу, до тех пор, пока ребенок не прекратит сопротивление, расслабится и посмотрит ей в глаза. Данная процедура может занимать до 1 часа времени. Этот метод своего рода определенный толчок к началу взаимодействия с окружающим миром, снижению тревоги, укреплению эмоциональной связи с матерью, именно поэтому психолог не должен осуществлять процедуру холдинга. В нашем случае понадобилась не только одна процедура. Даня не давался, бился в истерике, кричал, но в итоге мы добились желаемого результата. Я считаю, что данный метод нужно применять в работе.

Страницы: 1 2 3


Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста
Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности. Под вниманием понимается направленность ...

Как освоить технику релаксации
Произвольное расслабление мышц (релаксация) основано на способности человека мысленно, при помощи образного представления отключать мышцы от импульсов, идущих от двигательных центров головного мозга. Правильное общее расслабление мышц связано с ощущением отдыха и умиротворения. Десятиминутный отдых в этом положении, сочетаемый с правиль ...

Невербальная коммуникация
Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара-экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт. Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных ...