RSS Feed

Этапы и условия становления эмоциональной сферы человека
Страница 6

Психология » Психология эмоций » Этапы и условия становления эмоциональной сферы человека

Эмоционально неуравновешенные, с признаками возможной психопатологии, подростки и юноши составляют статистически меньшинство в своей возрастной группе, не превышающее 10—20 процентов от общего числа, т. е. почти столько же, сколько и у взрослых.

Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Хотя уровень сознательного самоконтроля у юношей гораздо выше, чем у подростков, они чаще всего жалуются на свое слабоволие, неустойчивость, подверженность внешним влияниям и такие характерологические черты, как капризность, ненадежность, обидчивость. Многое в их жизни, включая собственные поступки, кажется совершающимся автоматически, помимо их воли и даже вопреки ей. «Порой хочется искренне ответить человеку — бац! — уже вылетает изо рта идиотская презрительная насмешка. Глупо все получается .» (Из рассказа 18-летнего юноши.)

Эмоции, как и мыслительные процессы, нельзя понять без учета самосознания личности.

Описания эмоционально зрелой личности (ЭЗЛ) в целом носят позитивный характер. Профессионалы наделяют образ ЭЗЛ разнообразными способностями («способный на честную обратную связь», «способен владеть собственным внутренним миром», «способность заботиться о себе в тяжелых переживаниях»), умениями («умеет контролировать свои эмоции», «умеет получать удовольствие от работы»), знаниями («знает, как достичь того, чего хочет»), ресурсами («психической энергии достаточно и на окружающих», «открытый для всего нового, полезного для развития личности») и возможностями («может понять все эмоции других людей», «свободно может выражать собственное творческое Я»).

В ответах психологов можно найти много конкретных описаний, позволяющих отчетливо и явно представить эмоционально зрелого человека («уверенный в себе», «имеет способность видеть уникальность внешнего мира», «умеет обращаться за помощью и поддержкой», «способен ясно выражать свои чувства и желания», «умеет быть открытым и искренним с другими», «имеет жену и детей», «не игнорирует ситуации, в которых ощущает себя слабым и беспомощным» и др.). Среди характеристик ЭЗЛ, выделенных студентами, обнаруживается много абстрактных описаний («испытывает как положительные, так и отрицательные эмоции в зависимости от ситуации», «адекватно и объективно оценивающий окружающую действительность», «контактный», «умеет понять», «в любой ситуации реагирует адекватно», «внутренний локус контроля», «преуспевающий во многих сферах жизни» и др.).

В образе ЭЗЛ профессионалы большое внимание уделяют таким качествам как открытость, доверие, принятие. Данные качества раскрываются в темах открытости эмоциональным переживаниям («находится в контакте со своими переживаниями»), эмпатии («чувствителен к эмоциональным реакциям других людей»), принятии себя и своих чувств («самопринятие»), выражении эмоций («способный спонтанно выражать свои чувства»). Профессионалы подробно характеризуют эмоциональный мир ЭЗЛ, отмечая такие особенности как богатый эмоциональный опыт, открытость и толерантность к переживанию различных чувств, способность испытывать и выносить сильные, глубокие и амбивалентные чувства, высокий уровень эмпатии и сопереживания, способность получать удовольствие от жизни, уверенность.

Психологи среди важных характеристик ЭЗЛ выделяют способность контролировать собственные эмоции («умеет держать себя в руках», «способен контролировать себя в любой ситуации», «сдержанный»). При этом опытные психологи в равной степени отмечают и умение открыто выражать собственные чувства («ЭЗЛ может выразить весь спектр своих эмоций (очень тонких оттенков эмоциональных состояний)», «способен реагировать исходя из своего эмоционального отклика»). Студенты пишут лишь о контроле эмоций и поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Энергетические теории темперамента. Новый подход В. Вундта
Постепенно среди ученых все более крепло убеждение в том, что свойства темперамента наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими тратами организма — со способами накопления и расходования энергии и количественными характеристиками этих процессов. Поэтому большинство исследовате ...

Оказание помощи суицидальному человеку
Зачастую, когда человек говорит, что он "устал от жизни" или "не видит в жизни никакого смысла", его слова либо не принимают всерьез, либо ему приводят примеры других людей, которым удалось успешно справиться с еще большими трудностями. Ни один из этих ответов не окажет на самом деле помощи суицидальному человеку. П ...

Принципы проведения профконсультации
1. Активизация профессионального и личностного самоопределения. 2. Презумпция пригодности: человек считается пригодным для овладения любой профессией до тех пор, пока не будет "доказана его непригодность". 3. Ориентация на личность оптанта, его индивидуальные пожелания. 4. Научно обоснованный подбор диагностических методик. ...