RSS Feed

Связь эмоций с личностью, познанием, деятельностью. Экспериментальные исследования в данной области
Страница 3

Психология » Психология эмоций » Связь эмоций с личностью, познанием, деятельностью. Экспериментальные исследования в данной области

Рассмотрим подробнее место эмоций в структуре личности человека и в процессе его деятельности.

В психологии личности существуют три основных течения в описании сущности личности, определении ее детерминант, движущих сил и структуры: 1) акцент на преобладании в личности внутренних биологических начал, или особой внутренней инстанции – субъекта; 2) акцент на детерминации личностных образований внешними социальными факторами; 3) интерактивный подход – детерминация личности взаимодействующими внутренними и внешними факторами.

В настоящее время, с учетом современных данных психологии личности, нейропсихологии, нейрофизиологии и психогенетики актуальным для российской психологии, по мнению ученых, является построение интегральной (или природно-культурной, биосоциальной) модели личности и ее структуры. Такая модель должна, в идеале, опираться как на психологические представления, так и на нейрофизиологические корреляты. В ней должны быть осмысленно объединены изначальные биологические мотивационно-эмоциональные образования, аппарат субъекта и прижизненно образующиеся под влиянием внутренних и внешних факторов наслоения – Я-образования, прижизненные ценности, ситуативные цели и подцели, значимый опыт. Выстраиваемое взрослой личностью поведение является, очевидно, функцией всех этих взаимодействующих факторов. Каждый из них занимает свое место в структуре личности, вносит свой особый вклад, выполняет свою специфическую функцию в общем процессе построения оптимального поведения

Личность - это мотивационная-эмоциональная и организующая поведение сфера психики, включающая все образования, которые побуждают, направляют, оценивают, организуют, контролируют поведение и выражают в эмоциях состояние организма. Это центральный организатор и регулятор поведения, главная управляющая программа человека. Биосоциальная сущность личности признается большинством зарубежных и рядом современных отечественных психологов (А. Маслоу, Г. Айзенк, К. Купер, Э.Л. Диси, Р.М. Руаян, Л.Н. Собчик, В.М. Русалов, П.В. Симонов и др.). Она была очевидна для И.П. Павлова, В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского. Последние данные психогенетики со всей определенностью доказывают, что, по крайней мере на 40% – 50% основные черты личности определяются генотипом (Р. Пломин, А.П. Матени-младший, Т.Е. Бушар и др.). С учетом этих результатов можно уверенно утверждать, что личностью и рождаются, и становятся.

Структура личности. В личности есть как наследственно заданные, так и прижизненно образующиеся под одновременным влиянием особенностей внешней среды и внутренних факторов блоки. В ней можно выделить два больших отдела: Мотивационно-эмоциональный отдел и блок Субъекта - аппарат программирования, принятия решений и контроля поведения.

Мотивационно-эмоциональный отдел содержит у взрослого человека пять блоков: четыре мотивационных - Базовая личность, Я-личность, Ситуативная личность, Инструментальная личность (значимый опыт), - и блок Эмоций. Мотивационные блоки построены по иерархическому принципу. Стержневым блоком здесь является Базовая личность, состоящая в свою очередь из следующих основных компонентов: базовые физиологические и психологические потребности (стремления), характерологические и культурологические тенденции, жизненные предназначения (склонности). Базовая личность является фундаментальной, генетически детерминируемой, природной основой личности, побуждающей и направляющей любое поведение движущей силой, ядром личности. Это система главной метанаправленности жизни живого существа, на основе которой, как вокруг ствола дерева, в процессе жизнедеятельности создаются иерархии различных, конкретизирующих общую направленность, мотиваций.

Прижизненно образующиеся мотивации, подчиненные Базовой личности, представлены следующими блоками. Блок Я-личности – его составляют относительно устойчивые и обобщенные отношения Я-концепции, Я-Ты-Вы-концепции, Я-Мир-концепции. Он включает также долговременные мотивы и задачи. Блок Ситуативной личности - это образуемые здесь и теперь ситуативные намерения и цели, самооценки и притязания. Блок Инструментальной личности составляют оцененные как важные для удовлетворения стремлений и целей личности конкретные представления, слова и словосочетания, схемы действий, определенные эмоции, мнемосхемы и т.п. Т.е. это значимый опыт организации и осуществления поведения в узких, конкретных ситуациях, являющийся результатом работы механизмов Исполнительной психики. Он во многом образуется под влиянием факторов обучения, воспитания и собственной субъектной активности. Значимость воспринимаемой информации определяется и присваивается изнутри, со стороны актуальных потребностей и целей. Богатый значимый инструментарий облегчает работу Субъекта по организации более оптимального поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Временная перспектива как характеристика психологического времени
Понятие временной перспективы было предложено К. Левиным. Введение этой категории дополняло понятие «жизненного пространства», которое представляло единицу человеческой личности. Введением этого понятия К. Левин подчеркивал тот факт, что «психологическое поле», существующее в данный момент, включает в себя представление о своем прошлом ...

Диагностика умственного развития
С этих же позиций подходил к разработке тестов и французский психолог А.Бине. Он исследовал этапы развития мышления у детей, задавая им вопросы на определение понятий ("Что такое стул?", "Что такое лошадь?"). Обобщая ответы детей от трех до семи лет, он пришел к выводу, что за это время дети проходят три стадии в раз ...

Понятие нервно-психической устойчивости
Эмоциональная устойчивость в понятии "нервно-психическая устойчивость", в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л.М. Аболин, М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко и др. Так некоторые авторы рассматривают нервно-психическую устойчивость как "устойчивость эмоций", а не функцио ...