Характеристика воли. Структура и качества волиСтраница 1
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.[4]
Для удовлетворения своих потребностей человек совершает определенную деятельность, состоящую из разнообразных действий. Воля проявляется в действиях и поступках. Однако не все действия могут быть охарактеризованы как волевые.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше функции две другие – активизирующую и тормозящую. Реализация этих двух функций воли ведет к ускорению действия, к изменению его направления, остановке и т.д.
Понимание воли базируется на двух основных положениях: а) как и все другие стороны психики субъекта, воля имеет физиологическую основу в виде нервных мозговых процессов; б) воля формируется условиями жизни и деятельности человека, внешними обстоятельствами, в процессе воспитания и самовоспитания.
Физиологической основой волевых действий является сложное взаимодействие первой и второй сигнальных систем. Ведущая роль в этом процессе принадлежит второй сигнальной системе.
"Человек, - говорил И.П.Павлов, - прежде всего, воспринимает действительность через первую сигнальную систему, затем он становится хозяином действительности, - через вторую сигнальную систему (слово, речь, научное мышление.)"[16]
Воля не является врожденной, она формируется в процессе жизни человека. Условия жизни человека, воспитание в самом широком смысле и определяют развитие воли и ее направленность. Формирование воли зависит от общественно – исторических условий, ближайшего окружения человека (микросреды), его положения в обществе, в группе, от того, как сама личность относится к внешним воздействиям и от многих других факторов.
Волевые действия совершаются по разным мотивам и в разных видах деятельности.
По трудности волевые действия делятся на простые и сложные. Простые волевые действия состоят из двух звеньев: постановки цели и исполнения. Сложные волевые действия состоят из трех звеньев: постановки цели, планирования и исполнения.
Ниже дается характеристика отдельных звеньев сложного волевого действия.
Постановка цели – первоначальный момент всякого волевого действия.
Цель – это желаемый, ожидаемый или предполагаемый результат действия.
"Цели человек ставит для того, чтобы удовлетворить свои потребности. "[9, стр.218]. Различные цели неодинаково побуждают человека к цели. Здесь имеет значение высота цели, ее ясность и доступность. Осознанная потребность становится мотивом его действия, поэтому цели тесно связаны с мотивами. Мотивы волевых действий человека – это внутренние причины, побуждающие его к деятельности. Чем больше мотив сближается с целью, тем меньше волевых усилий требуется от личности для достижения поставленной цели.
Значительно чаще в волевых действиях наблюдается несовпадение мотивов с целями деятельности. "Борьба мотивов нередко сопровождается значительным внутренним напряжением и представляет собой переживание глубокого внутреннего конфликта между доводами разума и чувствами, мотивами личного порядка и общественными интересами, между "я хочу" и "я должен" и т. д."[16, стр.343] Борьба мотивов заканчивается принятием решения и постановкой определенной цели. Этим завершается первый этап волевого действия.
Проблемы ответственности в психологии. Подходы к
изучению ответственности
Положение о неудовлетворительном состоянии проблемы ответственности в современной психологии отмечают многие исследователи. Трудности усугубляются тем, что понятия ответственности в философии, психологии, педагогике совпадают лишь частично, создавая почву для научных споров.
В настоящий момент в отечественной и зарубежной психологии на ...
Теория эмоций А.Н. Леонтьава
"В самом общем виде функция эмоций может быть охарактеризована как индикация плюс - минус санкционирования осуществленной, осуществляющейся или предстоящей деятельности". Эмоции, по мнению Леонтьева, способны регулировать деятельность в соответствии с предвосхищаемыми результатами, но в то же время он подчеркивает, что хотя эм ...
Поза, жесты, мимика оратора
Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь ...