RSS Feed

Характеристика воли. Структура и качества воли
Страница 1

Психология » Особенности развития волевых качеств у детей 6-7 лет » Характеристика воли. Структура и качества воли

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.[4]

Для удовлетворения своих потребностей человек совершает определенную деятельность, состоящую из разнообразных действий. Воля проявляется в действиях и поступках. Однако не все действия могут быть охарактеризованы как волевые.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше функции две другие – активизирующую и тормозящую. Реализация этих двух функций воли ведет к ускорению действия, к изменению его направления, остановке и т.д.

Понимание воли базируется на двух основных положениях: а) как и все другие стороны психики субъекта, воля имеет физиологическую основу в виде нервных мозговых процессов; б) воля формируется условиями жизни и деятельности человека, внешними обстоятельствами, в процессе воспитания и самовоспитания.

Физиологической основой волевых действий является сложное взаимодействие первой и второй сигнальных систем. Ведущая роль в этом процессе принадлежит второй сигнальной системе.

"Человек, - говорил И.П.Павлов, - прежде всего, воспринимает действительность через первую сигнальную систему, затем он становится хозяином действительности, - через вторую сигнальную систему (слово, речь, научное мышление.)"[16]

Воля не является врожденной, она формируется в процессе жизни человека. Условия жизни человека, воспитание в самом широком смысле и определяют развитие воли и ее направленность. Формирование воли зависит от общественно – исторических условий, ближайшего окружения человека (микросреды), его положения в обществе, в группе, от того, как сама личность относится к внешним воздействиям и от многих других факторов.

Волевые действия совершаются по разным мотивам и в разных видах деятельности.

По трудности волевые действия делятся на простые и сложные. Простые волевые действия состоят из двух звеньев: постановки цели и исполнения. Сложные волевые действия состоят из трех звеньев: постановки цели, планирования и исполнения.

Ниже дается характеристика отдельных звеньев сложного волевого действия.

Постановка цели – первоначальный момент всякого волевого действия.

Цель – это желаемый, ожидаемый или предполагаемый результат действия.

"Цели человек ставит для того, чтобы удовлетворить свои потребности. "[9, стр.218]. Различные цели неодинаково побуждают человека к цели. Здесь имеет значение высота цели, ее ясность и доступность. Осознанная потребность становится мотивом его действия, поэтому цели тесно связаны с мотивами. Мотивы волевых действий человека – это внутренние причины, побуждающие его к деятельности. Чем больше мотив сближается с целью, тем меньше волевых усилий требуется от личности для достижения поставленной цели.

Значительно чаще в волевых действиях наблюдается несовпадение мотивов с целями деятельности. "Борьба мотивов нередко сопровождается значительным внутренним напряжением и представляет собой переживание глубокого внутреннего конфликта между доводами разума и чувствами, мотивами личного порядка и общественными интересами, между "я хочу" и "я должен" и т. д."[16, стр.343] Борьба мотивов заканчивается принятием решения и постановкой определенной цели. Этим завершается первый этап волевого действия.

Страницы: 1 2 3


Механизмы запечатления. Этапы формирования энграмм
Сложной проблемой является механизм образования следов памяти, выделение структурных образований, участвующих в хранении и воспроизведении имеющихся следов, а также тех структур, которые регулируют эти процессы. Опыты К. Лешли. Пионер в области исследования памяти Карл Лешли пытался с помощью хирургического вмешательства в мозг дать от ...

Вывод
Самое эффективное средство против фрустрации - оптимизм. «Оптимист-это тот кто, падая в грязь уверен, что она лечебная». Анализируя результаты экспериментов, пришли к выводу, что прямым следствием фрустрации является не собственно агрессия, а особое психическое состояние, включающее целый комплекс негативных эмоций, о которых говорило ...

Основные механизмы и факторы развития индивидуальности
Индивидуальность – характерная черта всего живого. 2 группы факторов развития индивидуальности: биологические и социальные (ситуативные). Различают ситуативные факторы и ситуационные. Ситуативные – стабильные факторы, которые отличаются продолжительностью действия в жизненном пространстве субъекта. Ситуационные – кратковременные, прих ...