RSS Feed

Характеристика воли. Структура и качества воли
Страница 1

Психология » Особенности развития волевых качеств у детей 6-7 лет » Характеристика воли. Структура и качества воли

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.[4]

Для удовлетворения своих потребностей человек совершает определенную деятельность, состоящую из разнообразных действий. Воля проявляется в действиях и поступках. Однако не все действия могут быть охарактеризованы как волевые.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше функции две другие – активизирующую и тормозящую. Реализация этих двух функций воли ведет к ускорению действия, к изменению его направления, остановке и т.д.

Понимание воли базируется на двух основных положениях: а) как и все другие стороны психики субъекта, воля имеет физиологическую основу в виде нервных мозговых процессов; б) воля формируется условиями жизни и деятельности человека, внешними обстоятельствами, в процессе воспитания и самовоспитания.

Физиологической основой волевых действий является сложное взаимодействие первой и второй сигнальных систем. Ведущая роль в этом процессе принадлежит второй сигнальной системе.

"Человек, - говорил И.П.Павлов, - прежде всего, воспринимает действительность через первую сигнальную систему, затем он становится хозяином действительности, - через вторую сигнальную систему (слово, речь, научное мышление.)"[16]

Воля не является врожденной, она формируется в процессе жизни человека. Условия жизни человека, воспитание в самом широком смысле и определяют развитие воли и ее направленность. Формирование воли зависит от общественно – исторических условий, ближайшего окружения человека (микросреды), его положения в обществе, в группе, от того, как сама личность относится к внешним воздействиям и от многих других факторов.

Волевые действия совершаются по разным мотивам и в разных видах деятельности.

По трудности волевые действия делятся на простые и сложные. Простые волевые действия состоят из двух звеньев: постановки цели и исполнения. Сложные волевые действия состоят из трех звеньев: постановки цели, планирования и исполнения.

Ниже дается характеристика отдельных звеньев сложного волевого действия.

Постановка цели – первоначальный момент всякого волевого действия.

Цель – это желаемый, ожидаемый или предполагаемый результат действия.

"Цели человек ставит для того, чтобы удовлетворить свои потребности. "[9, стр.218]. Различные цели неодинаково побуждают человека к цели. Здесь имеет значение высота цели, ее ясность и доступность. Осознанная потребность становится мотивом его действия, поэтому цели тесно связаны с мотивами. Мотивы волевых действий человека – это внутренние причины, побуждающие его к деятельности. Чем больше мотив сближается с целью, тем меньше волевых усилий требуется от личности для достижения поставленной цели.

Значительно чаще в волевых действиях наблюдается несовпадение мотивов с целями деятельности. "Борьба мотивов нередко сопровождается значительным внутренним напряжением и представляет собой переживание глубокого внутреннего конфликта между доводами разума и чувствами, мотивами личного порядка и общественными интересами, между "я хочу" и "я должен" и т. д."[16, стр.343] Борьба мотивов заканчивается принятием решения и постановкой определенной цели. Этим завершается первый этап волевого действия.

Страницы: 1 2 3


Результаты
Эксперимент быстро вышел из-под контроля. Заключенные испытывали садистское и оскорбительное обращение со стороны охранников, и к концу у многих из них наблюдалось сильное эмоциональное расстройство. После сравнительно спокойного первого дня на второй день вспыхнул бунт. Охранники добровольно вышли на сверхурочную работу и без руководс ...

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста
Выше, мы рассмотрели основные базисные категории сенсорного развития детей и убедились, в том, что оно является важным компонентом развития дошкольника. Далее мы рассмотрим, как происходит сенсорное развитие у детей дошкольного возраста. На первых этапах развития, восприятие предметно и ребёнок еще не отделяет его свойства, персептивны ...

Пол
Нельзя не отметить и половые различия суицидентов. Невзирая на социо–культуральные, экономические и географические различия, частота суицидов среди мужчин во всем мире значительно выше, чем среди женщин. В целом, соотношение мужчин и женщин при завершенных суицидах составляет 4:1, в Украине в 1996 году этот показатель достиг 5,4:1. Сре ...