RSS Feed

Характеристика воли. Структура и качества воли
Страница 2

Психология » Особенности развития волевых качеств у детей 6-7 лет » Характеристика воли. Структура и качества воли

Второй этап сложного волевого действия – планирование, т.е. выбор средств для достижения поставленной цели. "Оно способствует отыскиванию наиболее рациональных способов выполнения разных по характеру и значимости целей при постоянно меняющихся условиях деятельности. "[4, стр.131] При выборе средств также могут иметь место серьезная борьба и конфликт мотивов. При выборе средств неизбежно приходится считаться с действующими в обществе нормами поведения. Недопустимо исходить из принципа "цель оправдывает средства", т.е. для достижения цели все средства хороши.

Постановка цели и планирование, несмотря на их значимость в волевом акте, как бы подготовительные этапы волевого действия. Завершающим этапом является исполнение. О воле человека судят именно по этому, третьему этапу, ибо без исполнения нет волевого действия. На этой ступени человек сталкивается не только с внутренними трудностями, но и с разнообразными внешними трудностями, которые препятствуют достижению цели. Именно на этой ступени и выявляется сила или слабость воли человека.

"Воля человека выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам, насколько является хозяином самого себя ".[9, стр.219]

Таким образом, критерием уровня развития воли человека является его практическая деятельность (исполнение).

Воля человека характеризуется определенными качествами. Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, тем сильнее воля.

Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты, как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется. Выдержка человека проявляется в движениях, в общении с другими, в сдерживании неразумных желаний и т.д.

Другой характеристикой воли является целеустремленность. Под целеустремленностью понимают сознательную и активную направленность личности на определенный результат деятельности. Различают целеустремленность стратегическую, т.е. умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами, и целеустремленность оперативную – умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отключаться от них в процессе исполнения.

От настойчивости принято отличать упрямство. Упрямство чаще всего выступает как отрицательное качество человека.

Важной характеристикой воли является инициативность. Инициативность, как правило, основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении. Для многих людей преодоление собственной инертности является наиболее трудным моментом волевого акта.

Следует отметить, что инициатива, проявляемая человеком, помимо самостоятельности всегда связана еще с одним качеством воли – решительностью. Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решения. Прежде всего, решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекватных средств достижения поставленной цели.

Исключительно важным волевым качеством человека является последовательность действий человека. Последовательность действий характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное. Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой. Принятые цели лишь тогда будут реализованы, когда личность контролирует свою деятельность. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство высших мотивов над низшими, общих принципов – над мгновенными импульсами и минутными желаниями и т.д. Однако в зависимости от самооценки проявление и адекватность контроля существенно изменяются.

Страницы: 1 2 3


Школьный и юношеский периоды
Основной деятельностью школьного детства является учебная, в ходе которой ребенок не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношениях. Школьный онтогенез охватывает следующие возрастные периоды: младший школьный возраст – 7-10 ...

Пространство психологии и условия работы в нем
Пространство современной психологии, находится по А. Кедрову, в центре между общественными, естественно – научными и техническими науками. Условно пространство психологии разделяют на следующие основные отрасли: Социальная психология – изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с груп ...

Релаксация
Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г.Селье): - импульс -стресс -адаптация. Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние идет на убыль - человек так или иначе успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некото ...