RSS Feed

Особенности проявления волевой готовности
Страница 1

Психология » Особенности развития волевых качеств у детей 6-7 лет » Особенности проявления волевой готовности

Мы более подробно остановимся на волевой готовности ребенка к школе.

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.

В развитии волевых действий дошкольника можно выделить три взаимосвязанные стороны – это в - первых, развитие целенаправленности действий, во вторых, установления отношения между целью действий и их мотивов, и, в третьих, возрастание регулирующей воли речи в выполнении действий.

Большое значение для формирования целенаправленности действий имеют в дошкольном возрасте успехи и неудачи при выполнении заданий. Неудачи в выполнении деятельности лишают стимула к достижению цели, если деятельность успешна, дети стараются довести работу до конца. Некоторые начинают относиться к делу по – другому – стремятся, во что бы то ни стало преодолеть трудности, просят дать им возможность еще раз испробовать свои силы, упорно отказываются сдаться.

В стремлении преодолеть трудности, проявляющемся у части старших дошкольников, обнаруживается новый, более высокий уровень целенаправленности, характерный уже для детей школьного возраста.

Возможности разумного выбора решения существенно увеличиваются к старшему дошкольному возрасту. Они основываются на формирующемся у детей соподчинении мотивов: решение начинает определяться не более сильным в данный момент, а более значимым, важным мотивом. Это приводит к развитию самообладания, умения сдерживать ситуативные желания, чувства и их проявления, укрепляют волю ребенка. Но у старшего дошкольника волевые действия, связанные с выбором, борьбой мотивов, далеко не всегда заканчиваются решением в пользу более значимого мотива. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка и особенностей ситуации, в которой происходит выбор. Мотивы дошкольника становятся не только разнообразнее, они осознаются детьми и приобретают разную побудительную силу.

"У детей 3 – 7 лет ярко выражен интерес к содержанию и процессу новых видов деятельности: рисованию, труду, конструированию и особенно к игре. Игровые мотивы сохраняют значительную побудительную силу на протяжении всего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте в дидактической игре познавательные мотивы выходят на первый план".[21, стр.232]

Старшие дошкольники стремятся поддержать положительные взаимоотношения со сверстниками и выполнять общую деятельность. Причем мотивы общения с товарищами у детей 6 – 7 лет настолько сильны, что ребенок часто, оказывается, от своих личных интересов для того, чтобы поддержать контакты, например, соглашается на непривлекательную роль, отказывается от игрушки.

Важнейшим приобретением в мотивационной сфере дошкольников, наряду с соподчинением мотивов, является развитие нравственных мотивов. В возрасте 5 – 7 лет нравственные мотивы становятся определяющими по своей побудительной силе. Т.е. социальные требования превращаются в потребности самого ребенка.

Таким образом, необходимое условие воспитания воли – переход к более высоким мотивам, имеющим социальный смысл.

Выполнение волевых действий зависит от речевого планирования и регуляции. Именно в словесной форме ребенок формулирует для себя, что он намерен делать, обсуждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов, напоминает себе о том, для чего он выполняет действия, и приказывает себе добиваться достижения цели. Старший дошкольник приобретает умения выполнять сравнительно сложные речевые инструкции взрослых. При словесном планировании собственных действий он уже в большинстве случаев может не прибегать к громкой речи, а составляет план и руководит своими действиями про себя. Однако в затруднительных случаях, требующих, например, сдерживать сильные желания, нередко и шестилетние дети руководят собой вслух. Постепенно дошкольник переходит к внутренней регуляции действий, которые становятся произвольными.

Страницы: 1 2