RSS Feed

Особенности проявления волевой готовности
Страница 2

Психология » Особенности развития волевых качеств у детей 6-7 лет » Особенности проявления волевой готовности

Произвольность – способность владеть и управлять своим поведением. Произвольность поведения – решающее условие готовности ребенка к школьному обучению. Как показывает практика, основная трудность в обучении шестилетних детей заключается не в том, что они недостаточно умственно развиты или не хотят учиться, а том, что у них отсутствуют (или недостаточно развиты) произвольные формы поведения: ребята не могут спокойно сидеть на уроке, отвлекаются. Очевидно: учить и учиться в такой ситуации очень трудно.[21]

Произвольность в поведении ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу.

В старшем дошкольном возрасте черты произвольности начинают приобретать психические процессы, протекающие во внутреннем умственном плане: память, мышление, воображение, восприятие и речь. К 6 –7 годам складывается произвольность в сфере общения с взрослыми.

Развитие произвольности связано с осознанием ребенка отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее выполнения. К 6 годам опыт построения деятельности начинает становиться общественным. О сформированности произвольных действий можно судить, прежде всего, по активности и индивидуальности самого ребенка.

Произвольность также предполагает умение привнести смысл в свои действия, понять, для чего они выполняются, учесть свой прошлый опыт.[13]

Выводы

Подготовка к школе как к новому этапу жизни ребенка охватывает все стороны развития личности, которое обеспечивается путем физического, умственного и нравственного воспитания на всем протяжении дошкольного возраста.

В более специальном смысле слова под подготовкой к школе мы понимаем формирование у ребенка психологической готовности к школьному обучению, т.е. психологических качеств, знаний и умений, которые необходимы для успешного обучения в начальных классах, полноценного усвоения программного материала. Содержание психологической готовности к школьному обучению определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку.

Соответственно этим требованиям психологическая готовность к школьному обучению включает ряд качеств, относящихся к мотивационной, волевой, умственной и нравственной сферам.

Мы более подробно остановились на волевой готовности дошкольника к обучению в школе.

Волевая готовность заключается в развитии умения произвольно управлять своим поведением, в частности своей познавательной деятельностью, направлять ее на решение учебных задач, в возникновении иерархической системы мотивов, позволяющей подчинять ситуативные, частные побуждения более значимым, устойчивым целям и намерениям.

Страницы: 1 2 


Факторы управления психическими состояниями
Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Значительную роль в преодолении отрицательного влияния неб ...

Анализ процедуры профессионально-психологического отбора персонал. Понятие профессионально - психологического отбора
Профессиональный психологический отбор – комплекс мероприятий, позволяющих «принять решение о зачислении кандидатов, которые по результатам психологических испытаний имеют больше шансов для пригодности к последующей деятельности»[1]. Профессиональный отбор — разновидность отбора психологического. Представляет собой систему средств, обе ...

Общее представление о психологическом тренинге
Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются: 1) в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний; 2) для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им по ...