Особенности речевого развития
дошкольников с ЗПРСтраница 3
Изложенное позволяет сделать выводы о специфике словаря этих детей:
- значительное расхождение между величиной активного и пассивного словаря, особенно это касается слов, обозначающих качества и отношения. Небольшая часть слов употребляется необоснованно часто, в то время как остальные имеют низкую частоту употребления. Большинство слов низкой частоты употребления, которые помогают дифференцированно обозначать свойства окружающего мира, в речи отсутствуют;
- неточное, недифференцированное употребление слов; не только сходные, но и относящиеся к разным смысловым группам понятия обозначаются при помощи одного слова;
- недостаточно слов, обозначающих общие понятия, и в то же время мало слов, конкретизирующих эти понятия, раскрывающих их суть;
- затруднена активизация словарного запаса;
- зависимость недостаточности словаря от особенностей познавательной деятельности; неточности восприятия, неполноценности анализа и т.д.
Словарный запас детей с ЗПР существенно пополняется в ходе коррекционных занятий. Однако не мение важное значение имеет и речевая практика ребенка, направленность его мотивов, познавательная и речевая активность.
Для пополнения и активизации словарного запаса эффективными могут быть словесные игры. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности.
Пополнение лексикона осуществляется не только путем заимствования из речи окружающих, но и путем образования новых слов из уже накопившихся в активном словаре. Способность образовывать производные слова от корневых - необходимое условие расширения словаря. Без этой способности нельзя представить возможность грамматического оформления высказывания. Овладение словообразовательными процессами теснейшим образом связано с познавательной деятельностью ребенка, с его активной ориентировкой в предметной и речевой действительности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- становление словообразовательных процессов у детей с ЗПР происходит иначе, чем у нормально развивающихся и умственно отсталых;
- период детского словотворчества у детей с ЗПР наступает позже и продолжается дольше, чем при нормальном развитии. К концу дошкольного возраста, когда у нормально развивающихся детей неологизмы наблюдаются довольно редко, у детей с ЗПР происходит "взрыв" словотворчества. Употребление ими неологизмов отличается рядом особенностей:
- в речи встречается несколько вариантов одного и того же слова, слово-неологизм определяется как правильное и др.;
- у умственно отсталых детей на протяжении всего дошкольного возраста не наблюдается периода детского словотворчества. Отдельные неологизмы отмечаются только в конце младшего школьного возраста;
- особенности становления словообразовательных процессов у детей с ЗПР обусловлены более поздним (в сравнении с нормально развивающимися) формированием обобщенных словесных классов и ярко выраженными трудностями в их дифференциации. У умственно отсталых детей основные трудности приходятся на формирование обобщенных словесных классов. Этот факт является показательным в плане дифференциальной диагностики ЗПР и умственной отсталости;
Установка в мышлении
Для начала определим для себя, что мы называем мышлением. Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. ...
Эмпирическое исследование особенностей эмоциональной компетентности детей
дошкольного возрастаю. Цель, задачи и методы исследования
Цель исследования:изучение эмоционально-психологических особенностей дошкольников в взаимосвязи от уровня эмоциональной компетентности их родителей.
Задачи исследования:
- изучение и анализ литературы по теме исследования;
- изучение эмоциональной компетентности родителей;
- изучение уровня эмпатии родителей;
- изучение детско-роди ...
Принципы отечественной психологии: принцип детерминизма, принцип единства
сознания и деятельности, принцип развития, принцип общения, личностный принцип
Принцип детерминизма
Принцип общественно – исторической детерминации психического. В культурно-исторической концепции была отчётливо сформулирована мысль о том, что природные механизмы психических процессов преобразуются в ходе онтогенетического развития человека под влиянием общественно-исторических факторов в результате усвоения чело ...